«Передавший в Москву более тысячи документов под грифом «секретно» Гай Берджесс никогда не приходил на встречи с советскими связниками трезвым, а Дональд Маклейн не только постоянно пил, но и болтал о своей тайной работе с братом и любовницей»
Колледж Черчилля при Кембриджском университете открыл для публики «архив Митрохина» — коллекцию документов, собранных бывшим майором КГБ Василием Митрохиным, в 1992 году перебежавшим на Запад. Эти бумаги охватывают исторический период с 1930-х по 1970-е годы, и в свое время позволили британской контрразведке выявить нескольких советских шпионов.
За последние 20 лет архив Митрохина оказывался в центре нескольких шпионских скандалов. При этом сами материалы оставались засекреченными, несмотря на требование перебежчика предать все огласке. Вместо этого британские власти приставили к нему историка Кристофера Эндрю, который стал соавтором Митрохина. Вместе они написали две книги. Около 30 тысяч дел, скопированных Митрохиным, были представлены в них лишь частично.
Одной из самых известных операций КГБ в Великобритании была «Кембриджская пятерка». В 30-х годах советская разведка завербовала пятерых студентов Кембриджского университета, впоследствии занявших высокие посты в британских спецслужбах и МИД. Они успешно поставляли информацию СССР до середины 50-х. Имена четырех агентов известны — разведчики Ким Филби и Энтони Блант, дипломат Дональд Маклэйн и продюсер «Би-би-си» Гай Берджесс. О пятом доподлинно не известно ничего. Впрочем, существует версия, что агентов на самом деле было не пять, а гораздо больше.
История «кембриджской пятерки» легла в основу десятков книг, фильмов и радиопостановок. В частности, бывший сотрудник MI5 и MI6 Дэвид Корнуэлл под псевдонимом Джон ле Карре в 1974 году опубликовал роман, известный в русском переводе под названием «Шпион, выйди вон». Книга выдержала две экранизации — в 1979 и 2011 годах.
Как выяснилось из архива Митрохина, кураторы «пятерки» в КГБ были чрезвычайно недовольны работой своих подопечных. Да, в 1945 году Берджесс передал в Москву 389 документов с грифом «совершенно секретно», и еще 168 — в 1949 году. Но связные из КГБ практически не видели его трезвым (причиной его смерти в 1963 году действительно называют алкоголизм). С Маклейном дела обстояли еще хуже: он не только постоянно пил, но и болтал о своей тайной работе. В КГБ подозревали, что он признался в работе на Советский Союз, по крайней мере, своему брату и одной из любовниц.
Согласно материалам Митрохина, среди британских резидентов в КГБ больше всегоценили Мелиту Норвуд — о ее работе на советскую разведку стало известно в 1999 году благодаря первой книге Митрохина и Эндрю. Чиновница невысокого ранга и член компартии, начиная с 1935 года и на протяжении 40 лет она передавала фотографии секретных документов в Москву. В основном ее работа касалась ядерных разработок, хотя сейчас в MI5 ее роль в советской ядерной программе называют «незначительной». Норвуд умерла в 2005 году в возрасте 93 лет в Великобритании. Она так и не попала под суд. В течение 11 лет после выхода на пенсию в 1971 году она получала ежемесячное пособие от КГБ в размере 20 фунтов стерлингов.
Еще один агент КГБ, редактор газеты Tribune с 1961 по 1982 год, а позднее высокопоставленный член Лейбористской партии Дик Клементс, как утверждается в материалах Митрохина, размещал просоветские заказные материалы в 60-х за гонорар в 200 фунтов стерлингов. Всего в рассекреченном архиве говорится о двухстах контактах советской спецслужбы в одной только Великобритании. Впрочем, многие перебежчики в прошлом указывали, что данные в архивах могли быть существенно завышены ради отчетности и повышения финансирования. Аналогично, история с Клементсом могла быть сфабрикована, чтобы какой-то агент списал свои расходы — по крайней мере, на этой версии журналист настаивал до своей смерти.
Архив Митрохина проливает свет на многие шпионские тайны XX века. Например, считается, что в архивах КГБ есть вся дипломатическая переписка британского министерства иностранных дел со своими посольствами с 1924 по 1936 год. Имя похитившего эти данные человека до сих пор остается загадкой, но теперь круг поисков немного сузился. По данным бывшего майора КГБ, информатором был шифровальщик в посольстве Великобритании в Риме.
Переданные MI6 в 1992 году документы рассказывают о слежке за кардиналом Каролем Войтылой — будущим Папой римским Иоанном Павлом II, считавшимся «опасным антикоммунистическим элементом»; о внедрении агента в редакцию радикального американского журнала Ramparts. Там же — список людей, за которыми следовало установить наблюдение во время подавления Пражской весны, и местоположения секретных схронов с боеприпасами по всей Европе.
Василий Митрохин поступил на службу в КГБ в 1948 году. После серии неудачных командировок в 1956 году он был переведен в архив. Разочарование в коммунизме пришло к нему в том же году — после доклада Хрущева «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС. Во время переезда архива с Лубянки в Ясенево с 1972 года и до своей отставки в 1984 году Митрохин от руки переписывал ключевые документы, к которым имел доступ, и прятал эти заметки у себя на даче.
Выйдя на пенсию, Митрохин начал приводить свой архив в порядок: рассортировал записи по странам, перепечатал их на машинке. В 1992 году он выехал в Ригу, где попытался сдаться сначала американцам (по одной версии, сотрудники посольства ему не поверили, по другой — он просто не дождался очереди), а потом британцам. Вместе с семьей и архивом к концу года его вывезли в Великобританию.
Передавая документы, Митрохин требовал их открытой публикации, но британские спецслужбы распорядились иначе. Спустя 22 года после побега Митрохина и 10 лет после его смерти первые две тысячи машинописных страниц, наконец, представлены публике. Полный отпечатанный архив бывшего майора КГБ будет доступен всем желающим в Кембридже, но исходные рукописные заметки так и останутся засекреченными.
Источник: «Русская планета»