Как в Арктике готовили плацдарм для нападения на США

Места для запуска баллистических ракет с подводных лодок советские полярники искали в Северном Ледовитом океане целых 27 летВ начале 60-х холодная война грозила перерасти в третью мировую. СССР и США вели гонку вооружений. И когда каждый квадратный метр на Земле уже был поделен между ними, стратеги поняли: остался последний никому не принадлежащий козырь - Арктика. Только под толстым слоем льда подводная лодка с ядерными ракетами была скрыта от любых поисковых систем и могла легко произвести запуск. Оставалось выяснить, в каких районах Арктики субмарина сможет без проблем всплыть и выполнить свою миссию. Для этого туда направили сверхсекретную экспедицию, длившуюся 27 лет. Как работалось полярникам, "Комсомолке" рассказал ее участник - капитан второго ранга, заслуженный полярник СССР Олег Гулов, который живет в Крыму

Места для запуска баллистических ракет с подводных лодок советские полярники искали в Северном Ледовитом океане целых 27 лет

В начале 60-х холодная война грозила перерасти в третью мировую. СССР и США вели гонку вооружений. И когда каждый квадратный метр на Земле уже был поделен между ними, стратеги поняли: остался последний никому не принадлежащий козырь — Арктика. Только под толстым слоем льда подводная лодка с ядерными ракетами была скрыта от любых поисковых систем и могла легко произвести запуск. Оставалось выяснить, в каких районах Арктики субмарина сможет без проблем всплыть и выполнить свою миссию. Для этого туда направили сверхсекретную экспедицию, длившуюся 27 лет. Как работалось полярникам, «Комсомолке» рассказал ее участник — капитан второго ранга, заслуженный полярник СССР Олег Гулов, который живет в Крыму.

Американскую подлодку погубила подводная гора

— Меньше чем за две недели до нашего прилета на полюсе практически вручную была расчищена полуторакилометровая взлетно-посадочная полоса, специалисты работали посменно круглые сутки. Сойдя с самолета, мы тут же начали устанавливать специальные герметичные палатки, которые, упав в воду, не тонут 20 минут, и протягивать провода для систем коммуникации, — рассказывает Олег Ахтамович.

Как ни странно, но на полюсе основной стратегический ресурс — это не продукты, а баллоны с природным газом. Все шесть месяцев (с конца февраля по июль) 800 человек, которые находились в лагере, выживали на сорокаградусном морозе только при помощи этого запаса.

— В палатках типа КАПШ (каркасная палатка Шапошникова) вмещалось по шесть человек, для обогрева использовалась обыкновенная бытовая газовая плитка, — поясняет Олег Гулов. — Четыре конфорки и духовка горели круглые сутки. Баллона с газом хватало на три дня. Кормили нас очень хорошо, три раза в день. В меню была даже черная икра.

Официальной задачей экспедиции было создание подробной карты дна Арктики, но на самом деле военных больше интересовала ледяная корка.

— Все работы проводились в соответствии с составленной на 25 лет генеральной схемой, — говорит полярник. — Приполюсный регион был разбит на десятки секторов. В каждом в отдельных точках измеряли глубину, соленость и температуру воды, магнитное поле, а со дна брались пробы грунта. Но главной задачей было выяснение точек, где ледовый покров не превышал двух метров. Только там подводная лодка может благополучно всплыть и запустить ракету. Еще одно немаловажное исследование — измерение силы гравитации. Эти данные необходимы, чтобы правильно рассчитать траекторию полета баллистической ракеты. Все доклады и карты были строго секретными и хранились в сейфах, а лагерь защищали офицеры, не имевшие права расставаться с автоматом Калашникова.

Каждый год на экспедицию выделяли 6-10 миллионов рублей. Помимо суперсовременной на то время аппаратуры, у полярников в подчинении было около двух десятков воздушных судов.

— У нас прямо на льду базировалось до шести вертолетов Ми-8, четыре Ан-2, Ил-14 или Ли-2, — говорит Олег Ахтамович.

Именно советские ученые впервые детально обследовали подводные хребты Ломоносова и Менделеева, из-за которых сейчас между Россией и США идет спор. Если удастся доказать, что это продолжение континентального шельфа Сибири, обширные месторождения нефти и газа достанутся России.

— Но главное достижение — открытие вулканического хребта Гаккела, — поясняет специалист. — Это самые высокие подводные горы. Если максимальная зафиксированная нами глубина в Северном Ледовитом океане 4320 метров, то вершина горы Ленинского Комсомола, которая является частью хребта, не достает до поверхности воды всего 90 метров. Именно она была самой опасной для подводных лодок. Одна из американских субмарин даже столкнулась с этой горой и была вынуждена срочно уйти в док на ремонт.

Радиопост однажды тоже чуть не ушел на трехкилометровую глубину — еле успели оттащить от провала.

Часть наработок потом продали американцам

Полярникам постоянно приходилось решать и другие, не менее важные бытовые задачи.

— Лед на взлетно-посадочной полосе регулярно лопался — образовывались гигантские трещины, — вспоминает Олег Ахтамович. — Однажды, после того как прошла трещина, всем самолетам дали команду срочно взлетать и уходить с базы. Первым пошел Ил-14, который во время разгона зацепил крылом Ми-8. Самолет с 15 людьми на борту понесло на торосы. Он остановился в метре от кромки огромной трещины, в которую чуть не рухнул. А в 1973 году трещина прошла прямо под вертолетной стоянкой, один Ми-8 провалился под лед. На поверхности торчала только часть хвостового оперения. Через несколько часов вертолет затонул.

Несколько раз на полюсе испытывали и сверхсекретные разработки советских инженеров.

— Однажды с материка прилетала группа ученых, которая привезла с собой удивительный по тем временам подводный аппарат, — говорит полярник. — Мини-лодка легко помещалась в небольшую прорубь. Ею управляли при помощи радио­волн, дистанционно. На аппарате был целый букет датчиков, которые сканировали все, что попадалось на пути подлодки. Она была практически бесшумная. Тогда мы смекнули, что, скорее всего, механизм предназначался для нахождения и минирования вражеских подводных лодок.

За почти тридцатилетнюю историю экспедиции полярникам удалось впервые в мире создать подробную карту океанического дна. В секретных архивах были накоплены тысячи уникальных документов и сделаны открытия, сведения о которых до сих пор не разглашаются. К сожалению, многие из тех данных не удалось сберечь от посторонних глаз. По словам полярника, во время перестройки часть документов рассекретили и продали США.

Белого медведя пустили на шашлыки

Несмотря на каждодневные опасности, за 27 лет экспедиции погиб только один полярник. Да и то по собственной халатности — когда проводил подрыв льда.

— Помимо риска получить сильное обморожение, была еще одна серьезная опасность — голодные белые медведи, которые бродили возле лагеря, — говорит Олег Гулов. — Такой зверь мог одним ударом лапы смять в гармошку пустую 200-литровую бочку. А с места без разбега способен прыгнуть метров на восемь в любую сторону. Поскольку эти животные занесены в Красную книгу, убивать их нельзя. Их отпугивали, стреляя из автомата по льду. Однажды пуля, выпущенная, чтобы отпугнуть животное, срикошетила от льда мишке в глаз. Было решено его добить и утопить. Мы составили акт об уничтожении, но топить не стали — пустили на шашлыки. Мясо получилось отменное.

Источник: «Комсомольская правда»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий