Удастся ли предотвратить новую Кондопогу на Ставрополье?
После того как в ночь на 24 мая в Ставрополе сотни русских и кавказцев устроили массовую драку, на юге России случился очередной всплеск «межнациональных отношений»
Когда писался этот материал, на Ставрополье опять произошли страшные события — неизвестными были зверски зарезаны два русских студента. Один из убитых 3 июня, Павел Чагин, учился вместе с чеченцем, погибшим 24 мая в драке на проспекте Юности. Парней не грабили — у одного убитого остался дорогой мобильный телефон. Убитые не имели никакого отношения к политике, не состояли в патриотических организациях. По городу упорно ходят слухи, что уже умирающим студентам умело перерезали горло — такого не бывает в бытовых драках, когда удары ножом наносятся в слепой ярости куда попало. Ставрополье бурлит, увязывая эти убийства с интернет-сообщениями, в которых неизвестные кавказцы обещали через 9 дней отомстить за майскую драку первым попавшимся ставропольцам.
Власти пока удерживают ситуацию в рамках. Например, закрыли все кафе и рестораны, усилили контроль за дорогами, ведущими в город. Корреспондент «КП», побывавший на месте событий, попытался понять, что все-таки произошло, почему и, главное, что ждет нас дальше?
Ворота на Кавказ
Со времен основания Ставрополь считался приграничным, полувоенным городом. До начала прошлого века здесь не строили дома выше двух этажей — иначе домовладельцы бы просто разорились, размещая на постой армию, сотню лет воевавшую на Кавказе. А до гор здесь рукой подать. О межнациональных проблемах простые люди, живущие здесь, не забывали никогда — даже в эпоху советского интернационализма. Я ради любопытства записал монолог шофера, который вез меня в город из аэропорта:
— У нас все проще и сложнее одновременно. Проще — потому что на Ставрополье привыкли жить бок о бок с кавказцами. Сложнее — потому что это не Север, не Кондопога — диаспоры многочисленны и влиятельны, в случае каких-то трений подмога из нацреспублик придет моментально — только свистни. И неизвестно, чем все закончится, потому что у нас каждый третий русский мужик успел повоевать, да и оружия на руках хватает. И вообще народ оружие любит. Это не крепостная Россия, в которой круче топора ничего в руках не держали. Здесь православных Кавказ обтесал и многому научил. Не прощать обид, например. Может быть, именно поэтому мы пока с диаспорами «краями расходимся»?
Коллеги, встретившие меня глубокой ночью в центре города, задумчиво осмотрели столичного корреспондента:
— Где же тебя поселить? А?
Я радостно ткнул пальцем в моргавшую неоновыми лампами гостиницу «Турист». Мол, чего тут долго думать-то? Спать охота!
Но коллеги моей радости не разделили.
— Видишь ли, Дима, «Турист» — это своеобразное место… Мы живем среди северокавказских республик, в которых очень строгие нравы, шариат, адаты и все такое. А у нас здесь нравы нестрогие, женщины в брюках ходят. Поэтому из целомудренных и глубоко верующих субъектов федерации отрываться ездят к нам. Будешь жить в «Туристе»? Лезгинка в четыре утра в коридоре тебя не пугает?
Я был согласен на все, но лезгинки в это утро не было. Гостиница как вымерла. Вместо «спокойной ночи» коридорная посоветовала мне положить паспорт к себе поближе и открывать дверь при первом требовании милиции.
Повод для битвы Юности
Ранним утром мы с фотографом уже были на месте событий — на перекопанной площади между игровым клубом «Мидас» и магазином «Тройка». Как и в Кондопоге — в ночь на четверг — здесь состоялась массовая драка со стрельбой, ранеными и убитыми. Причем, как и в Карелии, конфликтующие стороны были четко разделены по религиозному и национальному признаку. На этом сходство с прошлогодними событиями заканчивается. В побоище жестко и грамотно вмешалась милиция.
Причины ставропольской ссоры русских и кавказцев до сих пор неизвестны, да, похоже, они мало кого интересуют из-за своей ничтожности по сравнению с тем, что случилось потом. Хотя версии имеются, их целых три.
ВЕРСИЯ № 1
Многие газеты, и местная пресса в том числе, писали о том, что конфликт начался в компьютерном клубе. Русские и кавказцы рубились в какую-то компьютерную стрелялку, а потом боевые действия перешли из виртуального мира в реальный. Но нам удалось установить точно: конфликта в компьютерном клубе «М16» быть не могло, потому что в помещении, которое когда-то занимал этот клуб, уже недели две идет ремонт.
ВЕРСИЯ № 2
В драке виноват банальный азарт и жажда легкой наживы. По мнению охранника игрового клуба «Мидас» (он тоже находится неподалеку), конфликт начался в их заведении. Какой-то русский парень весь вечер «кормил» игровой автомат жетонами, надеясь сорвать куш. Кавказцы, живущие в этом районе и постоянно тусующиеся в клубе, толкнули паренька пару раз, дождались реакции и вывели его на улицу, где избили вдесятером. На следующий день парень с друзьями пришли разбираться…
ВЕРСИЯ № 3
Прокуратура нашла более удобную и привычную причину массовой драки — скинхеды в черных масках избили накануне двух чеченцев в соседнем дворе и опять разрушили крепкий межнациональный мир. Причем потерпевший сразу же отбыл в Чечню, что тоже оказалось весьма кстати. Версия эта очень понравилась национальным диаспорам, потому что в этом случае она как-то может оправдать крики кавказцев: «Аллах акбар!» и «Русские свиньи, вон с Кавказа!». Кричали эти лозунги хором, слаженно, и слышали их все жители района. В Интернете — на сотне сайтов — висят любительские видеосъемки со скандирующей толпой. Восстановить картину бойни было совсем несложно, и со свидетелями проблем не было. Люди, еще не отошедшие от шока, признав в нас журналистов, сами подходили и рассказывали все, что видели и слышали. Вот только никого из парней старше 15 лет мы во дворах не нашли — на улице гуляли только дети и матери. Старушка с коляской объяснила нам почему:
— Так милиция у нас тут ходит, следователи. У меня в подъезде всех парней в милицию водили. Вот и разъехались от греха подальше. Или по домам сидят…
ВЕРСИЯ № 4
Так или иначе, но 24 мая около 9 вечера со стороны парка, на проспекте Юности, стали собираться молодые кавказцы. Как рассказали нам многочисленные свидетели, сначала их было человек 20. Задирали прохожих. Избили двух немолодых мужиков, которые сделали им замечание. Мужики утерли разбитые лица и ушли во дворы. Около 10 вечера к кавказцам подошла группа русской молодежи. После разговора на повышенных тонах началась кулачная драка один на один. На другой стороне проспекта Юности, среди перекопанных клумб, уже собрались зрители. Кавказец явно проигрывал бой, и тогда кто-то из его товарищей ударил куском бруса русского парня по затылку. Русские бросились на кавказцев, но сразу же отхлынули на другую сторону проспекта. В темноте засветились экраны мобильников — обе стороны начали созывать подмогу. К кавказцам подмога подоспела на удивление быстро. И тогда их оппоненты побежали по окрестным дворам с криком: «Русских бьют!»
Финал первой части сражения видел наряд ППС, который приехал по вызову. Милиция пыталась оставаться на «разграничительной линии» между двумя толпами, но со стороны кавказцев в машину полетели куски тротуарной плитки, палки и бутылки. Этот факт не отрицает даже прокуратура.
С толпой умело работали
Мне удалось встретиться и поговорить с одним из ставропольских милиционеров-оперативников, который был в штатском на проспекте Юности в тот пресловутый четверг. Встречались мы в странном месте, неподалеку от РОВД Промышленного района, у серого бетонного забора с надписью «миграционный центр». Рядом неизвестный художник пририсовал «поясняющее» граффити: «Из России — домой!» Опер попросил меня сесть на заднее сиденье и вывернул зеркальце заднего вида к потолку машины — наверное, чтобы я не рассмотрел толком его лицо. Собственно, именно после этого разговора я понял, почему банальной молодежной драке в крае придали такое важное значение.
— Кавказцы были готовы к такому повороту событий. На спорную автоаварию кунаки собираются минут за 40 — 50. Здесь они были на месте через десять минут. Именно с этого момента с толпой начали грамотно работать какие-то люди. Кричали «Аллах акбар!» в разных местах, но слаженно. Остальные просто подхватывали.
У меня не было оснований полностью доверять моему собеседнику, но и не было причин ему не верить. Опер озвучил самый главный факт, который мне впоследствии подтвердили десятки свидетелей: толпа пошла на кавказцев, после того как одного из милиционеров начали демонстративно избивать. Пронесся крик: «Наших ментов бьют!» — и побоище вспыхнуло с новой силой. Милиция открыла огонь: чеченцу-студенту Заурбеку Ахматову прострелили ноги. У подключившегося к драке ОМОНа на русских не поднялась рука — били только кавказцев. И в этот кульминационный момент по достаточно условному правовому полю прошла глубокая трещина. Кавказцы оказались с одной стороны проспекта Юности, а русские и менты — с другой. Любопытный факт: среди 20 задержанных участников беспорядков русских не было. Вообще.
То есть можно утверждать совершенно четко — милиция в этой драке заняла явно прорусскую позицию. Почему? Опер объяснил:
— Ситуация в крае с диаспорами очень сложная. Такого вала межнациональной бытовухи, как у нас, нет, наверное, нигде.
Я удивился. Как это — «межнациональная бытовуха»?
— Это когда люди одной национальности бьют или насилуют людей другой национальности. То есть выбирают жертву противоправного деяния по национальному признаку. Этого нет в УК, но зато есть в жизни. Еще к нам в Ставрополь приезжают с Кавказа на гоп-стоп, прекрасно зная, что диаспоры уличных грабителей не выдадут и после набега всегда можно скрыться в горах. Еще один момент. Там, где я работаю, почти каждый был в Чечне — и на первой войне, и на второй. Есть сотрудники, которые бежали на Ставрополье еще от Дудаева и от Масхадова. У меня два товарища погибли — их подорвали фугасом в Заводском районе Грозного. И если власть думает, что мы все это забыли, — она глубоко ошибается. А про ОМОН ставропольский я вообще молчу — они из командировок в Чечню не вылезали
Грозное затишье после драки
Сейчас власти пытаются эту страшную трещину залатать немногими доступными способами: молчанием и переключением общественного мнения на другой объект — виноваты скинхеды и затаившиеся ставропольские фашисты.
Хотя, по словам опера, в трех томах уголовного дела, уже собранных прокуратурой, есть и другие любопытные детали, ставящие ситуацию с ног на голову. Например, зафиксировано следствием и подтверждено показаниями свидетелей, что раненый чеченский студент Заурбек Ахматов избивал милиционера, а на предупредительный выстрел в воздух не отреагировал. Были и другие выстрелы до подхода милиции, их произвели из неизвестных оружейных систем со стороны кавказцев. Были и два десятка изъятых бейсбольных бит с надписями «Аллах акбар!» и около 40 задержанных машин, принадлежащих кавказцам и почему-то заранее припаркованных во дворах возле места побоища. Еще одну странную деталь я нашел самостоятельно. Погибший чеченский студент Атаев Гилани в последние годы проживал в селе Пседах. В том самом селе, в котором открыто жили и накапливались боевики перед броском на Беслан. Я был в этом селе в первую годовщину бесланской трагедии. Забавное место: 90-процентная безработица и энергично строящиеся огромные частные краснокирпичные дома. По улицам бродят молодые мужчины с бородами, но без усов, спортштаны заправлены в носки. Слух о том, что на теле погибшего были зажившие следы огнестрельных ранений, мне подтвердить или опровергнуть так никто и не смог. Зато в собранных материалах дела зафиксирована причина его смерти — Атаеву Гелани сломали кадык тяжелым и тупым предметом. Обвинить милицию в этом убийстве очень и очень сложно (спецсредство ПР — палка резиновая — не дает таких травм из-за своей гибкости), но можно. Не секрет, что в России кавказские диаспоры «сотрудничают» с милицией очень плотно. И драка на проспекте Юности показала, что милиция неожиданно вышла из-под их влияния. Например, несмотря на полсотни машин с кавказцами, собравшимися у РОВД Промышленного района в ночь после драки, «спасти» или «вытащить» из отделения до окончания следственных действий никого не удалось. Более того, в милицию не пустили представителей национальных диаспор — чтобы не оказывали давления на идущее следствие. Не случайно диаспоры скорректировали свое отношение к происходящему и в своих требованиях «разобраться с виновными» к пресловутым скинхедцам добавили и милицию, в своих заявлениях обвиняя ее в убийстве. Хотя правоохранительные органы и действовали в рамках закона — пресекали массовые беспорядки. Крупнейшая общественная организация Ставрополья — «Союз Славянских общин» — считает, что радоваться рано: в городе может вспыхнуть национальный конфликт. А «уличные политики» из «Фронта генерала Ермолова» и «Братского союза народов Кавказа» готовятся к дальнейшим стычкам. Только подход к будущим дракам у них разный. Об этом читайте в следующем номере.
Источник: «Комсомольская правда»