Импортные помидоры безопаснее наших
Мы уже писали о том, что с начала года Россельхознадзор забраковал аж 150 партий фруктов и овощей из Евросоюза, которые оказались напичканы «химией». Читатели заволновались: а все ли в порядке с дарами российских полей и безопасны ли, к примеру, узбекские помидоры? Спецкорреспондент «Известий» Людмила Бутузова отправилась по рынкам и магазинам, а потом сдали свои покупки на экспертизу.
Судя по объемам продаж парниковой продукции, традиционно возрастающим с марта, большинство из нас машут рукой на страхи. Однако риск стать жертвой нитратной атаки от этого не уменьшается. Наоборот.
— Беспечные потребители чаще всего получают «передозировку» со всеми ее «прелестями» — недомоганием, тошнотой и, простите, сидением на унитазе, — заявил «Известиям» врач-саногенолог НИИ питания РАМН Борис Качковский. — Избежать этого можно, надо лишь соблюдать простое правило: «покупай, но проверяй».
Мы обошли несколько рынков и магазинов, проверили наличие у каждого товара ветсертификатов, а потом отнесли все это в лабораторию. Скажем сразу: эксперимент обывательский. Продукты покупались там, где больше всего народу, принцип отбора — собственный вкус, цена — чтобы не разорить редакцию, вес — всего по килограмму, меньше на анализы не берут.
«Мамой клянусь, нитрат не торгуем»
Первой подопытной стала ранняя капуста на мини-рынке у метро «Рязанский проспект». Симпатичные зеленые кочаны лежали на всех прилавках, но стоило спросить сертификат, продавцы почему-то разбегались, зато будто из-под земли вырастали крепкие грузчики.
— Мамой клянусь, нитрат не торгуем, — сказал Архан, представившийся старшим грузчиком. — Девятый будка видишь? Махмуд сидит, продукция пробует. Я что, зверь — родного брата травить?
Махмуд действительно надкусывал все, что просили, на глазах у покупателей. Вердикт «бери, не бойся, живой будешь», похоже, успокаивал людей больше, чем заключение ветеринарно-санитарной экспертизы, которого все равно не было. Никто и не спрашивал.
— Мы Махмуду верим, — сказала женщина, как раз что-то покупавшая в ларьке. — Третий год здесь, все подряд пробует и даже не заболел ни разу.
Живучий дегустатор прицелился и к нашему кочану, но решено было не сдаваться, пока не узнаем, что за продукцию нам подсовывают. Грузчик Архан кому-то позвонил, и минут через пять принесли кучу засаленных бумаг. Разобрать в них хотя бы страну-производителя не представлялось возможным.
— Мамой клянусь, — завел свою песню Архан. — Производитель — СНГ. Ну, какая тебе разница — Узбекистан, Казахстан… Хочешь, Украину пиши. Тоже бедная страна. Где ей взять денег на нитрат-пестицид?
Уговорил. Заплатили за капусту девяносто шесть рублей и присвоили ей псевдоним «страна СНГ».
Красивое яблоко — значит, вредное?
Отстаивать честь Евросоюза, который недавно провинился (европейцы пытались сбыть нам 150 партий напичканных пестицидами овощей и фруктов, но Россельхознадзор эти попытки пресек; см. «Известия» от 24 апреля, «Купил помидоры, а домой принес пестициды»), выпало бельгийским «томатам на ветке сорта Банч» и голландским яблокам «ред делишес». Все это мы купили в двух разных супермаркетах. Яблоки и помидоры специально выбирались самые крупные темно-бордового цвета. Именно такие плоды — гигантского размера и неестественного окраса — способны, по мнению санитарных экспертов, накапливать наибольшее количество нитратов. Предъявленные сертификаты это отрицали. Вернее, подтверждали, что бельгийские томаты и голландские яблоки соответствуют российским стандартам качества.
Следом наше внимание привлекла молодая картошка из Египта, которой торгуют по демпинговым ценам — 25 рублей за килограмм.
— Вкусная вещь, — похвалил картошку дедок из очереди. — Вот вроде и арабы, а знают, чем угодить русскому человеку.
— Нитратов не боитесь?
— А я их кипятком ошпариваю, — поделился секретом дед. — Потом чищу по самое некуда и варю часа два.
— Вымачивать надо, — подсказали с левого края. — Лучше в лимонной кислоте — она всю «химию» вытягивает.
— В чае тоже хорошо, — возразили справа. — Огурцы обезвреживаются за сутки, редиска — за пять дней.
— Поменьше об этом думайте, — посоветовала продавщица в небольшом магазинчике, где мы покупали огурцы подмосковного производства. — Я раньше тоже тряслась: овощи-фрукты — только с дачи, рынков боялась, своему магазину и то не доверяла. А потом плюнула на меры безопасности — зажмурюсь и съем. Эффект тот же, но хоть нервы в порядке.
Есть опасно не есть
Нагруженные авоськами, мы отправились на экспертизу. Ее для нас вызвались провести в Московской городской ветеринарной лаборатории. Сдать сюда подозрительные овощи-фрукты может каждый, но, кроме корреспондента «Известий», других посетителей за последнее время в регистратуре не припомнили. То ли у людей нервы крепкие, то ли анализы не по карману (25 руб. за пробу).
Ждать нас долго не заставили — управились за полчасика. Итак, вот что мы имеем. Огурцы оказались рекордсменами по содержанию нитратов. При допустимой норме в 400 миллиграммов нитратов на килограмм веса они содержали 528 мг. Доза, практически гарантирующая отравление. Капуста «из СНГ» тоже оказалась опасной — 949 мг (норма — 900 мг). Неплохие анализы у египетской картошки — 141 мг при допустимых 250 мг.
Не посрамили честь Евросоюза бельгийские томаты — содержание нитратов в представленном на экспертизу килограмме было в шесть раз меньше, чем допускают российские санитарные правила и нормы (СанПиН). Голландские яблоки вышли из испытания с результатом в 77 мг, но, чем это грозит потребителю, непонятно: в графе «норма» стоит прочерк.
Что в итоге? Результаты нашей экспертизы можно описать известной поговоркой: в чужом глазу соринку видим, а в своем и бревна не замечаем. Это не к тому, что надо перестать третировать ЕС — никто и не спорит, что там полно желающих сбыть нам всякую заразу. Просто своих, российских, производителей нужно тоже проверять. И поддерживать, безусловно, нужно тоже, не забывая, что любой бизнес прежде всего ориентирован на извлечение прибыли, а ради прибыли на что только не пойдешь…
«Проверяем каждый день»
Начальник ветеринарно-санитарного отдела комитета ветеринарии Москвы Юрий Сорокин:
— В столице около 130 продовольственных рынков, где работают подразделения государственной ветеринарной службы. Исследования овощей и фруктов на содержание нитратов проводятся ежедневно. Не отвечающая требованиям СанПиНа продукция снимается с продажи. Овощи и фрукты, успешно прошедшие экспертизу, получают официальное заключение. Документ выдается на каждую торговую точку. Для покупателей это государственная гарантия, что продукция здесь качественная и безопасная в ветеринарном отношении. Любые отговорки, что «сертификат у хозяина, в подсобке, в вышестоящих инстанциях» и т.д., должны настораживать потребителя, а лучше всего от покупки «подозрительных» овощей отказаться совсем.
Ежегодно за превышение содержания нитратов на рынках столицы снимается с реализации около 10 тонн овощей и фруктов. «Пик» приходится на сезон продаж бахчевых культур. По статистике, арбузы и дыни оказываются наиболее «нитратосодержащими».
Нитрат и с чем его едят
Нитраты — соли азотной кислоты растительного и животного происхождения. Допустимая суточная доза для взрослого человека — 325 мг, 500 мг — предел, после потребления 600 мг не исключено отравление. По нормам Минздрава, безопасная ранняя капуста должна содержать не более 900 мг нитратов на килограмм веса, картофель — 250 мг, морковь — 600 мг, томаты парниковые — 200 мг, огурцы — 400 мг.
Источник: «Известия»