Американцы указывают на ослабевший российский подводный флот
Федерация американских ученых (Federation of American Scientists, FAS) отмечает сокращение числа боевых дежурств российских субмарин на фоне увеличения числа дежурств АПЛ других стран с таким оружием: США, Великобритании и Франции.
На сегодня около 20% российских баллистических ракет (в общей сложности 624 боеголовки) имеют морское базирование – к 2015 году их доля может вырасти до 30% из-за снятия с вооружения носителей наземного базирования. Корабли подобного класса существуют также у КНР и вскоре появятся у Индии, однако исследование их не рассматривает, пишет газета «Взгляд».
По состоянию на конец 2007 года в составе российского ВМФ находились 11 субмарин, оснащенных баллистическими ракетами с ядерными боеголовками. В 2007 году они совершили три боевых похода – на два меньше, чем в 2006 году. Для сравнения: 14 американских АПЛ совершили за это время 54 выхода на дежурство.
По данным США, в середине 1980-х, в разгар холодной войны, советские подлодки совершили 103 боевых похода, а в 2002 году российские ядерные субмарины вообще не выходили на боевое патрулирование.
Американцы особо отмечают, что причиной низкой активности российских стратегических подводных сил, скорее всего, являются не проблемы с финансированием: как отмечают авторы, полеты стратегической авиации при этом год от года расширяются.
Собственно, РФ, в отличие от, скажем, Франции, которая просто не имеет ни дальней авиации, ни наземных ракет, может позволить себе уменьшить присутствие в Мировом океане, о чем американцы прямо пишут, называя низкую вероятность полномасштабной ядерной войны одной из возможных причин наблюдаемого явления.
Обладая шестым в мире военным бюджетом, Россия вполне могла бы найти денег на боевое патрулирование своих подводных сил. Тем не менее, невозможно отрицать тот факт, что проблемы со стратегическими подлодками в РФ реально существуют.
Кроме известной и порядком затянувшейся эпопеи со сдачей РПКСН «Юрий Долгорукий» (под который еще необходимо создать ракеты), по сведениям источника, близкого к командованию ВМФ, российский флот сейчас испытывает острый кадровый кризис.
В прежние годы общим правилом было иметь по два подготовленных экипажа штатной численности для каждого РПКСН. Теперь выход в море российских атомных субмарин часто обеспечивают смешанные экипажи, скомплектованные с разных кораблей. Исправление такого положения – дело не одного дня, подводников готовят долго, да и дело это дорогое.
Как заявил в начале апреля начальник Генерального штаба РФ Владимир Высоцкий, к концу года первый ракетоносец проекта «Борей» до конца года будет передан флоту, отмечает газета «Взгляд».
Вопрос: в каком виде? По словам Высоцкого, в настоящий момент на «Долгоруком» завершено до 95% строительных работ. Однако никто не питает иллюзий относительно ракетного комплекса «Булава» – довести ракету за оставшийся срок не удастся совершено точно.
Но количественное сокращение подводного стратегического флота – это временное явление, связанное с заменой отслуживших кораблей. По словам Высоцкого, с вводом в строй новых субмарин (после 2010 года их будет 13) начнется возвращение наших АПЛ в районы боевого патрулирования, причем в первую очередь новые корабли будут направлены на Тихий океан, где проблема старения парка более острая, чем на Северном флоте.
Конечно, субмарина может стрелять своими ракетами, едва отойдя от пирса, но в этом случае корабль очень уязвим. Только в море лодка может реализовать все свои качества: скрытность, мобильность, высокую огневую мощь. А значит, и российские подводные крейсера рано или поздно будут ходить на боевое патрулирование, заключает «Взгляд».