«Нажил денег на подписях…»
В интернете появились свидетельства фальсификации «автографов», которые собирались в пользу Касьянова
В четверг Центризбирком РФ начал проверку сданных накануне подписей кандидатов-самовыдвиженцев Михаила Касьянова и Андрея Богданова. Работа ведется в две смены, как силами сотрудников ЦИК, так и с привлечением экспертов-почерковедов из МВД, ФСБ и Минюста. Ровно через 10 дней, отведенных законом, ЦИК РФ должен вынести своей вердикт относительно регистрации кандидатов. Тем временем скандал с обвинениями в фальсификации подписей работниками региональных штабов Касьянова набирает обороты.
Как сообщил секретарь Центризбиркома РФ Николай Конкин, штаб Михаила Касьянова сдал 2 млн 63 тыс. 666 подписей в поддержку своего кандидата, а штаб Андрея Богданова — 2 млн 93 тыс. 633 подписи. В то время как по закону требуется ровно 2 миллиона. «Довесок» появился по той причине, что в случае признания ЦИК 5 процентов подписей «браком» все остальные подписи также считаются недействительными. «Запас» и составляет примерно 5 процентов.
Одновременно политологи продолжают свой подсчет: во что же обошлись кандидатам автографы сограждан? Ведь ни для кого не секрет, что ни ДПР Андрея Богданова, ни тем более РНДС Михаила Касьянова не имеют мощной разветвленной структуры, как, скажем, у любой из парламентских партий, а значит, были вынуждены воспользоваться услугами политтехнологов. Разные источники называют цену одной подписи — от 30 до 50 рублей. Соответственно на этом этапе кампании с учетом накладных расходов кандидатам нужно было потратить от 120 до 140 миллионов рублей.
Но теперь мнение политологов подтверждают сами участники «подписного» процесса. Студентка из Чебоксар Светлана делится на одном из интернет-форумов: «Мы с девчонками собирали подписи за Касьянова. Вроде бы он раньше был премьер-министром, не помню точно. Обещали заплатить по 25 рублей за каждую, но заплатили по 15 — сказали, что многие неправильно оформлены. В следующий раз пусть сами собирают». А саратовских «охотников за автографами» не обидели: газета «Наш город Саратов» приводит слова пенсионерки Веры Викторовны: «Нас нанял штаб Касьянова собирать подписи. Набрали мы немного, но работа хорошая, с людьми общаешься, все лучше, чем дома сидеть. Касьянова ругают, но подписи ставят — понимают же, что это просто работа такая, я же не агитирую за него. Заплатили по 30 рублей за подпись, как и обещали».
А блогер из Челябинска с ником Miha откровенничает в своем дневнике: «Нажил денег на подписях. Мы их «рисовали» — скачивали базы данных и переносили в подписные листы. Работа скучная, но бабло нормальное. Куплю жене сапоги… ха-ха, правда, у меня жены нет…» Правда, в чью пользу «рисовались» подписи, Miha не уточняет.
Напомним, что следственный отдел Йошкар-Олинского управления Генпрокуратуры РФ по Республике Марий Эл на днях уже возбудил уголовное дело по факту организации подделки избирательных документов. Как уже сообщали «Известия», в столице Республики Марий Эл был задержан Рустам Абдуллин — руководитель штаба по сбору подписей в поддержку кандидата в президенты России Михаила Касьянова. В отношении гражданина Абдуллина возбуждено уголовное дело N 800003 по факту организации массовой подделки неустановленными лицами (действовавшими в составе группы лиц по предварительному сговору) подписей избирателей в поддержку Михаила Касьянова.
«Подделка подписей избирателей является преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом, и предполагает наказание вплоть до лишения свободы», — прокомментировала на вчерашней пресс-конференции данный инцидент член ЦИК РФ Елена Дубровина. Вместе с тем она подчеркнула, что это — компетенция правоохранительных органов, а для ЦИК «важен лишь объем фальсифицированных подписей». «Само по себе уголовное дело, — заявила Дубровина, — не может повлечь за собой отказ в регистрации, однако, если количество фальсифицированных подписей превысит пять процентов, кандидат зарегистрирован не будет».
По мнению политолога Георгия Чижова, инциденты, подобные тому, что произошел в Марий Эл, «неизбежны, когда за короткое время нужно собрать такое гигантское количество подписей, при том что собирают не «свои» партийцы, а, в общем, посторонние люди. Всегда велик соблазн «нарисовать» подписные листы. Серьезные политтехнологи такими вещами не пользуются, а разного рода проходимцы, которых всегда много возле избирательных штабов, — запросто».
А политтехнолог Марина Коркман вообще сомневается в том, что задача собрать 2 миллиона, да еще с запасом, настоящих подписей — выполнима. «Даже если предположить, что все сборщики подписей работают честно, то есть ходят по квартирам и упрашивают граждан «дать автограф», даже тогда нет никаких гарантий, что все подписи окажутся «правильными». Потому что сборщики — это же не паспортистки, это, как правило, студенты и пенсионеры, зарабатывающие на тонкий слой масла на своем куске хлеба. И ошибки в оформлении подписных листов неизбежны. Я в своей богатой практике не встречала ни одного человека, который бы абсолютно правильно оформил все подписные листы. Где-то неточный адрес, где-то инициалы вместо имени-отчества, где-то в номере паспорта не хватает цифры. А самая распространенная из ошибок — это когда один человек, присутствовавший в момент прихода сборщика в квартиру, расписывается за всех членов семьи. Это такая хрестоматийная для политтехнологов ошибка, что с ней даже уже перестали бороться — бесполезно».
Как бы то ни было, подписи сданы, и «автографы» 4 с лишним миллионов россиян проходят сейчас «чистилище» Центризбиркома. Присоединятся ли Андрей Богданов и Михаил Касьянов к выдвиженцам от партий — Владимиру Жириновскому, Геннадию Зюганову и Дмитрию Медведеву (пока не зарегистрированному), станет ясно 27 января. А «Известия» будут следить за развитием скандала с обвинениями в фальсификации подписей кандидатов-самовыдвиженцев.
Источник: «Известия»