Грузия воевала на деньги, присланные из России?
Московские гастарбайтеры на словах осуждают президента Саакашвили, но втайне пьют за его здоровье
В России официально проживает более миллиона грузин. Еще полмиллиона неофициально. Для кого-то из них работа в России — единственный источник существования. Для других — поле для широкого бизнеса. И у тех, и у других — семьи и друзья на родине. По данным Конгресса национальных объединений России, в Грузию ежегодно перечисляется от одного до двух миллиардов долларов. Это только официально — банковскими и почтовыми переводами. Не участвовали ли — хотя бы опосредованно — эти деньги или их часть в финансировании агрессии против Южной Осетии? Ведь военный бюджет Грузии в этом году как раз и составил $1 млрд? Вообще, каковы масштабы грузинского бизнеса в России? На эти и другие вопросы попытался ответить спецкор «Известий» Александр Андрюхин.
«Когти тигра»
Осенью 2006 года, когда первый раз обострились отношения между Россией и Грузией, правоохранительные органы провели в Москве тотальную чистку ресторанов и игорных заведений, которые контролировали грузины. Тогда об этом писали много. Однако почти не упоминалось о масштабной операции департамента экономической безопасности МВД России, в результате которой был перекрыт мощнейший финансовый поток в Грузию. Деньги переводились через сеть российских банков «Родник», АКА-Банк, «Центурион» и других, из ВЕК-банка, созданного в 2004 году. Руководил хитроумной схемой грузинский криминальный авторитет по кличке Джуба. Он неоднократно хвастался перед своими соотечественниками, что финансирует в Грузии «маленькую победоносную войну». Сумма, которая, как считается, была выведена с апреля 2004 по январь 2005 года в Грузию через эту банковскую сеть, потрясает — $7 млрд. Может быть, эта сумма несколько преувеличена. Но даже если она в 10 раз меньше, все равно сопоставима с нынешним военным бюджетом Грузии.
За полгода до этого, 21 марта, в интернет-издании «Российский миротворец» была опубликован план захвата Южной Осетии грузинскими войсками. Кодовое название операции — «Когти тигра». План был такой: грузинская сторона при поддержке США и ОБСЕ принуждает Россию вывести своих миротворцев из Южной Осетии. Затем в регионе организовывается ряд резонансных провокаций против грузинского населения. Чтобы защитить его, тбилисские власти применят военную силу. Грузинские войска в 2,5 раза превышают численность вооруженных сил Южной Осетии — 10 тыс. против 4,3 тыс., имеют многократное превосходство в тяжелой технике и артиллерии. Помимо этого у грузин абсолютное превосходство в воздухе, так как Цхинвал не сможет ничего противопоставить 14 вертолетам и 4 самолетам Грузии.
Вам это ничего не напоминает? Российские военные эксперты, ознакомившись с планом, согласились, что он может быть подлинным, так как составлен грамотно и тактически верно. Может быть, нападение на Южную Осетию должно было быть еще два года назад? И помешали планам Грузии московские милиционеры, перекрывшие финансирование «маленькой победоносной войны», о которой говорил авторитет Джуба?
Грузин в России больше, чем грузин
Насколько масштабен бизнес выходцев из Грузии в России? Грузинская газета The Georgian Times опубликовала сотню самых состоятельных грузин мира. И что же — самые богатые оказались в России. Среди них ныне покойный миллиардер Бадри Патаркацишвили. Состояние, которое он сколотил в России, оценивается в $12 млрд. С приходом Путина он покинул Россию, но успел продать почти все свои активы. Так что на сегодня собственность Патаркацишвили в России составляет не более $15 млн (75% акций журнала «ТВ-Парк»).
У другого бывшего российского, а ныне грузинского миллиардера Бидзина Иванишвили по сей день в России целая империя. Ему принадлежат более 60% акций банка «Российский кредит» и Импэксбанка, а также компании «Интерфин трейд», «Уникор», «РК-Гарант», гостиницы «Минск» и «Центральная», а также ряд транспортных компаний. По оценкам экспертов, состояние Иванишвили оценивается в $8 млрд, и большая часть его активов находится в России.
Состояние основателя и владельца «Вимм-Билль-Данна» Давида Якобашвили оценивается в $3 млрд. У скульптора Зураба Церетели — $2 млрд. Собственностью в $1 млрд владеет с десяток российских грузин: бывший заместитель мэра Москвы Иосиф Орджоникидзе, бывший глава Аджарии Аслан Абашидзе, генеральный директор ЗАО «Российский нефтяной экспорт» Тамаз Сомхишвили. На их фоне состояние певца Валерия Меладзе в $200 млн кажется жалким.
По подсчетам экспертов, доля капитала грузинских предпринимателей в российском бизнесе составляет более $50 млрд. Сразу оговоримся, мы ни в коем случае не утверждаем, что вышеперечисленные бизнесмены могли финансировать грузинское вторжение в Южную Осетию. Но их возможности весьма обширны, хотя финансировать режим Саакашвили для грузинских бизнесменов в России — огромный риск. Ведь если им здесь перекроют кислород, они останутся ни с чем.
Впрочем, серьезного бизнесмена при нынешней политике Саакашвили Грузия интересовать не может.
— В Грузии у них нет перспектив, — сказал «Известиям» президент Союза грузин в России Михаил Хубутия.- Саакашвили наивен, если думает, что ему позволят экспортировать продукцию в Европу. Евросоюзу конкурент не нужен. Америка использует Грузию, поставит в ней военные базы, а процветать не даст. Ни одна страна, где США поставили базы, не процветает.
Воры — они и в законе воры
Теневой грузинский капитал в России тоже не мал. Несмотря на то, что два года назад по грузинской криминальной группировке в Москве был нанесен удар, она по-прежнему остается самой сильной в России. Грузинские воры в законе хлынули в Россию в 2004 году, когда в Грузии приняли закон, согласно которому только за принадлежность к воровской касте грозили 10 лет тюрьмы и полная конфискация имущества. Тогда, по данным МВД, в России и СНГ осели 1200 грузинских воров. В Москве — 300, под руководством которых действовало более 100 грузинских группировок.
— Сейчас в столице осталось только 40 криминальных авторитетов из числа этнических грузин, — сообщают «Известиям» в департаменте по борьбе с организованной преступностью. — Остальные легализовались. Получили российского гражданство через Абхазию, купили собственность, приобрели легальный бизнес. Теперь очень трудно отличить грузинского «вора» от российского бизнесмена.
Западные СМИ (агентства Reuters и Marketwatch, телеканал CNBC), связывают с грузинскими криминальными авторитетами, к примеру, главу московской строительной компании «СТ-Девелопмент» — некогда приехавшего в столицу из Кутаиси Шалву Чигиринского, чья фирма возводит комплекс на месте бывшей гостиницы «Россия». С его именем не раз связывали еще одного известного вора в законе Джемаля Хачидзе по кличке Джемал, который в данный момент отбывает срок наказания.
Криминальную деятельность в целом по России продолжают около 200 грузинских воров. Под их руководством находится свыше 6 тысяч бойцов. 500 из них — только в кутаисской группировке в Москве. В сферу их деятельности входят квартирные кражи, угон автомобилей, мошенничество с квартирами, вымогательство. Не брезгают они и борсетками. По данным МВД, грузинский криминал в основном сосредоточен в Москве, в Петербурге и в черноморских районах России. Разбросан он и по другим городам России, но в небольшом количестве.
— Приблизительный оборот грузинского криминала в Москве $25 млн в месяц, по стране — $60 млн, — сообщил «Известиям» источник из МВД. — Так что от криминальной деятельности если какие-то деньги и поступают в Грузию, то не более $600-800 млн в год.
Джубе, который собирался финансировать маленькую победоносную войну, удалось скрыться за границей еще два года назад. Но не исключено, что на смену ему в Россию прибыл другой грузинский авторитет — Тариэл Ониани. Он также входит в сотню богатейших грузин мир. Его состояние оценивается в $400 млн. До 2006 года Ониани жил в Испании, но после того как им заинтересовалась местная полиции, был вынужден бежать. Сейчас Ониани считается самым влиятельный грузинским авторитетом, который руководит кутаисской группировкой в Москве. Кутаисский бизнесмен Бондо Шаликиани, который ныне также в Москве, уверяет, что именно через Ониани к Саакашвили поступают бандитские деньги. Как заявил бизнесмен, он и сам был жертвой рэкета. Так, в 2003 году под нажимом Тариэла Ониани он перечислил на счет Саакашвили $500 тыс. А в марте 2004 года тот же Ониани угрозами вынудил Шаликиани безвозмездно передать государству его частную телекомпанию.
В МВД не исключают, что Ониани в России занимается тем же, чем и в Грузии, — собиранием взносов с богатых соотечественников в пользу грузинского президента.
«Куда нам без России! Но дай Бог здоровья Саакашвили»
— Грузинские гастарбайтеры ежегодно переводят в Грузию от одного до двух миллиардов долларов, — сказал «Известиям» президент Конгресса национальных объединений России Владимир Хомерики. — Это только официально. Сколько отправляется наличкой — в карманах, сумках, саквояжах — не знает никто.
Невозможность перевести деньги из России в Грузию для сотен тысяч грузинских семей была бы страшным бедствием. И как только началась маленькая, но не победоносная для Тбилиси война, по Москве поползли слухи: переводы закроют. Я специально зашел в банк «Юнистрим», наиболее популярный банк среди гастарбайтеров, потому что в нем самые низкие проценты. У кассы стояла небольшая очередь кавказцев.
— Могу я перевести деньги в Тбилиси?
— Куда угодно.
— А уже сняли запрет на переводы в Грузию?
— Нам и не запрещали.
Кавказцы нахмурились.
— Слушай, зачем запрещать? На что наши семьи будут жить? Наши дети должны голодать, да?
Я поспешил уйти.
Чтобы получше узнать, как живут в Москве грузинские гастарбайтеры, я направился в общежитие метрополитена на Нижнепервомайской улице. Здесь живут строители из Грузии. Общежитие чистое, светлое. Место тихое. На входе строгий охранник. Жильцы, все как один, словоохотливые.
— В Грузии жить хорошо, но работы нет, — вздыхает 35-летний штукатур Георгий. — У меня там дом, жена, четверо детей. Винограда — полный сад. А девать некуда. Не продашь. Его у всех навалом. Жена работает кондуктором в автобусе. Получает шестьдесят долларов. Как на такие деньги жить? Я получаю здесь $1,5 тыс. Каждый месяц посылаю семье. Благодаря этому семья не нищенствует, как мои соседи. Я уже 10 лет работаю в Москве. Тяжело, но куда деваться? Если бы все грузины работали как я, то понимали бы, что без России никуда. А на площадях митингуют только бездельники. Если бы я митинговал, моя семья бы голодала. Нет, Саакашвили делает что-то не то.
— Не то! — подхватили остальные грузины. — Неправильную он ведет политику! Нужно быть поближе к России, а не к Америке.
Стоявший рядом со мной участковый скривился в ухмылке.
— Больше их слушай, — шепнул он мне. — Когда началась бомбежка в Южной Осетии, они все пришли в ресторан «Леон» и стоя пили за победу Саакашвили. Я лично при этом присутствовал и все слышал.
Источник: «Известия»