Эксперт по американским спецслужбам Катрин Дюранден: «Горбачев побоялся всерьез говорить с Бушем о Германии»
Что такое ЦРУ — инструмент имперской политики или эффективный механизм в борьбе за свободу демократии? Катрин Дюранден, профессор парижского Института международных и стратегических исследований и автор нашумевших книг «Династия Бушей», «ЦРУ на войне» и «ЦРУ — пять лет в гневе», приоткрывает тайны американских спецслужб, делится известными ей сведениями о закулисной стороне «бархатных» революций. С ней беседовал парижский корреспондент «Известий» Олег Шевцов.
вопрос: Почему ЦРУ оказалось в глубоком кризисе, проморгав 11 сентября?
ответ: Всю вину возложили на разведку и Джорджа Тенета как ее директора. Однако администрация Джорджа Буша не провела тогда кадровых чисток. Ведь верхушка ЦРУ согласилась разделить с Белым домом ответственность за подготовку и начало операции в Ираке. Основные аргументы в пользу интервенции — информация о наличии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения и сведения о присутствии «Аль-Каиды» в Ираке — были с серьезной натяжкой включены ЦРУ в доклад конгрессу. Но скоро выяснилось: данные сведения — «липа». Это стало еще одним ударом по репутации ЦРУ: многие блестящие сотрудники, прежде всего представители интеллектуальной элиты, подали в отставку.
в: Но ведь ЦРУ не впервые пытается повлиять на решение руководства страны, манипулируя выводами?
о: В том-то и дело, что ЦРУ после 11 сентября было полностью под контролем администрации. И именно по ее заказу сфальсифицировало данные, искусственно нагнетая обстановку вокруг Ирака и предоставляя «убийственные» аргументы для начала военных действий. В итоге доклад стоил отставки госсекретарю Колину Пауэллу, который в присутствии Джорджа Тенета, стоявшего у него за спиной, публично объявил о наличии в Ираке оружия массового уничтожения. При Буше-младшем роль ЦРУ была сведена к решению сиюминутных задач, а независимое отслеживание мировой обстановки оно уже не ведет.
в: В своей работе вы используете подлинные документы ЦРУ, с которых снят гриф секретности…
о: Дело в том, что раньше я изучала ЦРУ в историческом плане. Мне довелось поработать в американских спецархивах. Здесь я знакомилась с досье об операциях ЦРУ прошлых лет. У меня есть солидный набор документов, которые свидетельствуют о применении сотрудниками американской разведки в 1950-е годы наркотического средства ЛСД и пыток при допросах. И наконец, мне попались документы о подготовке цэрэушниками встречи на высшем уровне Горбачева и Буша-старшего на Мальте в 1989 году.
в: И что там было?
о: Горбачев встречался с Бушем на военном корабле, а в это время был страшный шторм. Теперь у меня есть полная уверенность, что ваш президент к этому саммиту был совершенно не готов. Обсуждалось кардинально важное для Советского Союза событие: объединение Германии. Горбачеву надо было добиться, чтобы она стала нейтральной. Но он недооценил партнера по переговорам: Буш-старший и канцлер ФРГ Гельмут Коль уже договорились — объединенная Германия войдет в НАТО.
Эта историческая встреча готовилась Госдепом США и, естественно, разведкой. Основной упор — на тему прав человека. Там фигурировали бесконечные списки лиц, которые хотели выехать из СССР, сидели в лагерях. Был даже список советских невест, безуспешно пытавшихся выйти замуж за иностранцев. И Буш говорил, настаивал, давил, не останавливаясь. Да так, что вежливый Горбачев в какой-то момент не выдержал: «Но у вас же нет монополии на права человека!» Но Буша это не смутило, и он продолжал показывать эти списки, не давая советскому президенту и рта открыть. Цель — «не дать заговорить о нейтралитете немцев» — была достигнута.
в: В конце концов Горбачев сдался?
о: Мне кажется, он запаниковал. На это, собственно, и был расчет ЦРУ. В Москве в то время, в конце 1989 года, сложилась непростая обстановка для Горбачева. А до окончательного решения немецкого вопроса оставалось три недели. И расчет разведуправления, хорошо изучившего характер генсека, строился на том, что он был истощен психологически и у него просто не хватит твердости сопротивляться давлению Запада. Больше всего поступку Горбачева удивился Франсуа Миттеран: он перезвонил Бушу и сказал, что советский лидер никак не мог на такое согласиться.
в: Но изначально в намерения Горбачева не входило «сдавать» Германию?
о: У меня есть свидетельства: даже лидеры Западной Европы не ожидали, что события будут развиваться так быстро. На мой взгляд, это трагический момент в истории СССР.
в: Вы думаете, что можно было заставить Буша подписать какие-то обязательства со стороны НАТО?
о: Наверное. Понятно, почему русские считают, что их тогда обманули. Ведь была же устная договоренность не размещать оружие на территории бывшей ГДР, однако о ней сразу же забыли. Резкое расширение НАТО на восток спровоцировало последующий обвал, закончившийся крахом Союза. Если бы все шло более планомерно, а не так, как устроили США, болезненных катаклизмов в Восточной Европе удалось бы избежать.
в: В ваших книгах о ЦРУ говорится о вербовке американцами священников в восточноевропейских странах…
о: Эту информацию я узнала в 1992 году от собеседника из американского посольства в Бухаресте. Он похвалился, что в ходе «демократизации» Румынии американские спецслужбы действовали через полковых священников. У разведки были специальные программы для православных батюшек в войсках. Их инструктировали, как правильно настраивать паству, предотвращать «слепое повиновение» солдат неконституционным приказам.
Я была поражена, как ловко додумались американцы проникать в закрытую среду Вооруженных сил Чаушеску, которые тогда формировались на основе воинской повинности. У меня нет данных о числе завербованных священников. Но сама идея показалась мне чрезвычайно оригинальной.
в: Когда вы начали работать с документами ЦРУ?
о: Это связано с исследовательской работой по Румынии. Изучая закат диктатора Чаушеску, я столкнулась с очень странными фактами. Например, министр обороны Мирча Пашку проходил обучение в США в 1988 году. А посла Румынии при ООН я встречала ранее в другом качестве — как обладателя гранта одного американского научного центра. Меня заинтересовали и все остальные члены «демократического» румынского правительства, сформированного после свержения режима. Выяснилось, что американских протеже в нем — большинство.
в: То есть новая политическая элита Румынии чуть ли не в полном составе прошла спецподготовку в США?
о: Ну, может быть, не подготовку, но со всеми из них заранее был установлен контакт. И они получали инструкции — это точно. Политика «открытости» давала США возможность формировать правящую верхушку по своему усмотрению. Если взять Румынию, Болгарию, даже Венгрию и посмотреть, что делали сегодняшние министры и ведущие политики до 1990-х годов, то вы получите любопытную картину. Кто-то обязательно побывал в продолжительной командировке в США, кто-то прошел американские курсы менеджмента по специальным программам. Это была грамотная работа разведки по отбору нужных людей в Восточной Европе. Непонятно, почему то же самое не получается у американцев в Афганистане и Ираке.
в: Кем, на ваш взгляд, ЦРУ ощущает себя — инструментом имперской политики или борцом за свободу?
о: Для империи характерна «монолитность» в реализации стратегических целей. А в США этого нет. Там разные лобби, оппозиция, демократы… Большинство людей в ЦРУ, с которыми я общалась, — это хорошо мотивированные профессионалы, для которых национальные интересы США превыше всего. Многие действительно верят, что они освобождают народы от тирании и диктатур. Тех, кто ощущает себя «Рэмбо», играющим в тайные войны и заговоры, меньше всего. Но дело еще и в том, что задачи перед разведкой ставят финансовые круги и военно-промышленный комплекс.
в: А тайные течения внутри ЦРУ есть?
о: Сейчас внутри разведки существуют параллельные структуры, выполняющие определенный заказ. Самое тревожное: в боевых действиях и специальных операциях используются «эксперты» из практически не подконтрольных исполнительной власти частных структур. При дефиците доверия к правительству, при отсутствии ясных целей война часто становится «грязной». В нее вмешиваются воротилы оргпреступности, наркодельцы, торговцы оружием — как это мы видим и в Афганистане, и в Косово.
в: Что вы думаете о «цветных» революциях на территории бывшего СССР? Это тоже твердая поступь демократии или опробованная в Восточной Европе методика?
о: Как показал анализ событий декабря 2004 года в Румынии, экспорт революции может быть успешным только тогда, когда есть внутренний спрос. Смена президента Илиеску на американского кандидата — Траяна Бэсеску прошла на ура. Те партии, группы интеллектуалов, студенческие движения, которые его продвигали, реально опирались на США. Бэсеску до сих пор популярен в Румынии. Да, действительно, все организовали американцы. Финансирование из-за океана шло преимущественно на организацию студенческих демонстраций. Я не так хорошо знаю ситуацию на Украине и в Грузии, но обычно навязывание «помощи» извне дает результат, если есть объективные предпосылки. А если их нет, то сценарий меняется — и результат может быть неожиданным.
Источник: «Известия»