Большой театр дал трещину
На Театральной площади ведется несогласованное подземное строительство
Большой театр и Федеральное агентство по культуре и кинематографии (ФАКК) провели очередную экскурсию для прессы в историческое здание, чтобы познакомить ее с ходом реконструкции.
На прошлой экскурсии, состоявшейся около года назад, руководство театра, ФАКК и строители объясняли представителям прессы, почему открытие откладывается на год и состоится не в 2008-м, как было обещано, а в 2009 году. Были продемонстрированы трещины, которые, по уверениям докладчиков, пронизывают несущие стены театра, а также перечислены прочие непредвиденные трудности, увеличившие срок работ.
Смысл нынешней встречи почти противоположный: объявлено, что теперь все хорошо. Здание наконец укреплено методом задавливания свай, и можно реконструировать и реставрировать, не боясь обвалов. Глава Роскультуры Михаил Швыдкой и генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, облаченные в красно-черные куртки и белые каски, прошли без страха под фундаментами, опирающимися теперь на сваи. Они с увлечением повторили, какая чудо-техника будет на месте исчезнувших стен и портика заднего (северного) фасада, за который боролись защитники памятников истории и архитектуры. Кроме того, были продемонстрированы котлованы и конструкции под Театральной площадью перед главным входом, где будут новые фойе, вестибюли, гардеробы и прочие парадные помещения.
Эти сооружения больше всего беспокоят члена президиума экспертно-консультационного совета при главном архитекторе Москвы, академика архитектуры Алексея Клименко. В интервью корреспонденту «Газеты» он рассказал о том, что полтора года назад на заседании совета резкую полемику вызвали планы строительства подземного концертного зала под самой Театральной площадью. «Во-первых, подземные помещения, где много народу, должны быть обеспечены системой быстрой эвакуации, а это требует наземных сооружений, — пояснил академик. — Но ведь пространство площади — историко-художественный памятник, нельзя искажать его «пузырями», как на Манежной площади. Проект сквера, выполненный 10-й мастерской «Моспроекта-2″, тоже вызывает множество сомнений. Во-вторых, подземные сооружения в долине реки Неглинки неизбежно перенаправят потоки грунтовых вод. Все помнят о проблемах с фундаментами Малого театра и «Метрополя». В свое время подземная коробка Дворца съездов, нарушившая движение грунтовых вод кремлевских холмов, чуть не привела к катастрофе. Все здания Кремля пришлось практически спасать, и это обошлось в миллиарды рублей. В данном случае бюджет реконструкции Большого — федеральный. А кто потом будет разбираться с возможными последствиями вокруг? Наш совет не согласовал подземное строительство на Театральной площади, но оно ведется».
По мнению Клименко, необходима независимая экспертиза. Архитектора же академик назвал солдатом на службе у заказчика. Он рассказал: «Когда архитектор приносит проект реконструкции исторического здания с пятью этажами под землей и мы говорим: «У тебя совесть есть? А ну выйди вон и переделай как полагается», у него слезы на глазах: «Как же быть, если заказчик требует столько-то квадратных метров площади и вот постановление правительства?»
Академик подчеркнул, что он далек от того, чтобы считать архитекторов врагами культуры и исторического наследия. «Но они выполняют заказ чиновников, а чиновники думают прежде всего о выгоде», — уверен Алексей Клименко.
Источник: «Газета»