Замкнулся на черных схемах
Бывший мэр Волгограда Ищенко ведет бизнес так, будто на дворе все еще девяностые
Прогресс, не спрашивая нас, чуть не ежемесячно обновляет все сферы человеческой жизни, диктует новые правила, подходы к ведению дел. Даже современные мошенники понимают, что старые схемы остались в прошлом. И изобретают новые, все более замысловатые. Однако приверженцы традиций 90-х кое-где еще живут.
Евгений Петрович Ищенко, бывший мэр Волгограда, начал активно заниматься бизнесом именно в 90-е годы. В Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске он создал с товарищами сеть обменных пунктов, организовывал ЗАО «Союзнефтегазстрой» и РусьРегионБанк, выведший, как потом установило следствие, через офшоры из-под налогообложения более 1,5 млн долларов. Однако Ищенко, в ту пору перспективному депутату от партии Жириновского, удалось загладить скандал.
В 2003 году Евгений Ищенко стал мэром Волгограда. Но с бизнесом не покончил. Через три года под грузом обвинений он покинул пост мэра. Ему инкриминировали незаконное участие в предпринимательской деятельности, хранение боеприпасов, превышение должностных полномочий и злоупотребление ими. В итоге он был приговорен к одному году лишения свободы, которые отсидел еще в ходе следствия.
Какой бизнес Евгений Ищенко успешно совмещал со службой? Он был одним из учредителей группы компаний «Тамерлан» (франчайзер сети «Пятерочка») и получал половину прибыли компании. По версии следствия, пользуясь положением мэра, он предоставлял «Тамерлану» различные льготы и преимущества, в том числе поспособствовал в выделении земельных участков под строительство магазинов.
О том, сколько мог заработать к тому времени простой волгоградский мэр, можно судить исходя из решения суда об аресте Ищенко на два месяца в ходе следствия. Прокурор Василий Гощук объяснил это тем, что «Ищенко вел переговоры о приобретении одного из островов Мальдивской группы», а помимо «яхты стоимостью 3 млн евро», «у него есть еще и самолет».
Когда с момента освобождения Ищенко прошел год, казалось, история закончилась. Но вокруг «Тамерлана» вновь разгорелся скандал. В феврале этого года между группой компаний «Тамерлан» и крупнейшим ритейлером России Х5 Retail Group была достигнута договоренность о продаже последнему сети из 185 магазинов под брендом «Пятерочка» в Волгограде, Ростове и Самаре, принадлежащих ООО «Тамерлан» (в Волгограде) и двум его 100% дочерним компаниям — «Агроторг-Ростов» и «Агроторг-Самара».
Объектом сделки являлась продажа 100% долей ООО «Тамерлан» с одновременным переходом прав на 100% долей в дочерних обществах. Ориентировочно группа компаний «Тамерлан» была оценена в сумму 270 млн долларов США. При этом за счет средств покупателя одновременно с продажей долей в ООО «Тамерлан» группа компаний должна была возвратить кредитные долги перед банками.
Однако, получив предварительное предложение от Х5, Ищенко решает получить прибыль самостоятельно. Партнеры, которые создавали и развивали «Тамерлан», в новой схеме не учитывались. Уже в апреле генеральный директор ООО «Тамерлан» Андрей Пелогейко, не ставя в известность других владельцев общества и без одобрения сделки общим собранием его участников, единолично подписал документы о продаже 100% долей ООО «Агроторг-Самара» кипрскому офшору ROMIOR Commercial Ltd за 10 млн рублей. Документы о продаже второй акционер смог получить только после заявления в правоохранительные органы. Бывалые следователи были поражены: компания продана в сто раз дешевле залоговой оценки актива. То есть ущерб компании составил свыше одного миллиарда рублей.
На такие действия тут же среагировали партнеры, а именно, владеющая 50% поволжского франчайзинга Х5 компания «Лефаро» и основной кредитор «Тамерлана» ОАО «Бинбанк».
«Лефаро» обратилась в Арбитражный суд Самарской области с обвинением г-на Пелогейко в выводе активов. Из иска: «номинальная стоимость долей ООО «Агроторг-Самара» составляет 250 млн рублей, реальная же стоимость по последнему балансу — 902 млн рублей». Компания также подала заявление о возбуждении уголовного дела в следственный комитет при прокуратуре РФ по Волгоградской области и прокурору региона, обвиняя генерального директора ООО «Тамерлан» Андрея Пелагейко в мошенничестве. В документах говорится, что в результате проведенной сделки «Тамерлан» вывел активы стоимостью около 1 млрд рублей.
Что касается Бинбанка, то в целях защиты его представители официально обратились к ООО «Тамерлан» с требованием предоставить дополнительные залоги по всем кредитам, выданным предприятиям группы компаний, и предоставить поручительства по кредитам ООО «Агроторг-Ростов». Не получив положительного ответа, банк обратился к «Тамерлану» и его дочерним предприятиям с требованием о досрочном возврате всех займов.
В результате часть кредитных средств была возвращена. Но долг дочернего предприятия ООО «Агроторг-Ростов» в сумме 700 млн рублей остался непогашенным до сих пор. Банк вынужден был выкупить часть долгов ООО «Тамерлан» и ООО «Агроторг-Самара», чтобы оставаться кредитором указанных компаний и иметь возможность защищать свои законные интересы в судебных органах с требованием обеспечения невозвращенных кредитов залогами предприятий группы компаний «Тамерлан».
На официальный запрос редакции руководители ООО «Тамерлан» прислали целый пакет документов, свидетельствующих, по их мнению, что компания долгов не имеет и все свои обязательства выполнила. Особое место занимала справка Бинбанка об отсутствии долгов по ссудному счету головной компании. В то же время в заявлении «Тамерлана» указывается, что Бинбанк сам препятствует в получении кредитов — не дает с самим собой расплатиться.
Так должен «Тамерлан» или его «дочки» Бинбанку? Ответ специалистов был очевиден: долг в 700 млн рублей ООО «Агроторг-Ростов» никуда не делся. Справка банка об отсутствии задолженности, присланная в редакцию, относится к ООО «Тамерлан».
Если в редакцию «запустили дурочку», нужен первоисточник. Газете наконец-то удалось дозвониться до самого г-на Пелогейко. Поскольку он с самого начала заявил, что опыт общения с журналистами у него большой, «Новая газета» решила цитировать его без изъятий:
— Сделка по продаже «Агроторг-Самара» состоялась 25 марта. В Самаре. Решение по продаже принял я. Единолично. Я же директор ООО «Тамерлан».
Мне не известно, во сколько Х5 оценивает группу компаний «Тамерлан», более того, мне не известно, что Х5 вообще во сколько-то оценивало. Я никогда не видел и не слышал о документах и разговорах на эту тему.
Возможно, провалы в памяти — прошло уже 2 месяца. Для сведения читателей: все документы для подачи ходатайства в ФАС Пелогейко готовил для Х5 лично. Более того, в «Тамерлане» более двух месяцев работали аудиторы, нанятые Х5, и именно Пелогейко как директор отвечал за взаимодействие аудиторов Х5 с «Тамерланом». Далее еще интереснее.
— Я директор компании ООО «Тамерлан» и отвечаю за компанию ООО «Тамерлан». Только за нее.
— То есть вы не отвечаете за «Агроторг-Самара» и «Агроторг-Ростов»?
— Почему вы задаете мне такой вопрос? «Тамерлан» продал общество «Агроторг-Самара». Соответственно, чтобы узнать, должен ли «Агроторг-Самара» что-то Бинбанку или нет, я, как и вы, могу позвонить обществу «Агроторг-Самара» и основываться на их информации, они меня могут обмануть.
Что касается общества «Агроторг-Ростов», то «Тамерлан» на момент выдачи кредитов не являлся единственным участником общества. Тамерлан обладал 90%, а 10% обладала… (пауза 8 секунд. — Ред.) другая компания. Насколько мне известно, долг «Ростова» перед Бинбанком на сегодняшний день составляет 700 млн рублей.
То есть, будучи на 90% владельцем компании, г-н Пелогейко не помнит, сколько взял в долг и брал ли вообще. О долге «Ростова» перед Бинбанком он говорит в выражениях «насколько мне известно», как если бы узнал об этом факте из газет. Тем не менее мы полагаем, что этим он все-таки признал долг перед банком. В марте «Тамерлан» в рамках подготовки сделки с Х5 стал 100% обладателем «Агроторг-Ростова». А г-н Пелогейко лично подписал договор купли-продажи.
Сделка Пелогейко и Ищенко сегодня уже скорее просто трюк, нежели финансовая схема. Такое перекладывание средств по карманам оставляет документальные следы. О рейдерских захватах за последние годы написано и сказано многое. Масштаб проблемы, ее негативное влияние на российскую экономику настолько велики, что и президент Дмитрий Медведев, и премьер Владимир Путин недавно публично высказались о необходимости принять специальное антирейдерское законодательство. Но и без него до суда очень часто доходят дела, по которым рейдеры (как правило, по статье «мошенничество») оказываются в местах не столь отдаленных.
В свете событий вокруг группы компаний «Тамерлан» сделка по покупке владельцами сети Х5 «проблемных» активов попадает в зону риска. Сомнительно, что крупнейший российский ритейлер станет связываться с бизнесменами, застрявшими в девяностых.
Источник: «Новая газета»