Валютная эволюция Аркадия Дворковича

Валютная эволюция Аркадия Дворковича
Помощник президента признал, что дна кризиса не видно, и дезавуировал инициативы Назарбаева

Накануне саммита G8 в Италии Москва резко смягчила свои требования ввести альтернативную доллару резервную валюту. Как заявил вчера помощник президента Аркадий Дворкович, Россия не стремится к замене доллара, а всего лишь хочет естественного появления региональных валют эволюционным путем. Кроме того, он опроверг сообщения о том, что на саммите ШОС в Екатеринбурге в июне главы государств уже одобрили идею президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по введению новой региональной валюты. Одновременно чиновник заявил, что признаков достижения дна кризиса нет. Тем самым он дезавуировал бравурные заявления первого вице-премьера Игоря Шувалова о скором преодолении дна кризиса.

Россия не имеет никаких устремлений на замену доллара как мировой резервной валюты. Об этом заявил во вторник накануне саммита «большой восьмерки» помощник президента Аркадий Дворкович. Он подчеркнул, что обсуждаться будет вопрос функционирования мировой финансовой системы, однако сообщил, что «вопрос о долларе или любой другой резервной валюте обсуждаться не будет».

Россия и Китай на саммите выступят за «эволюционное, плавное развитие валютной системы», связанное с появлением нескольких резервных валют: сначала регионального характера, а потом – и международного.

«У нас нет никаких устремлений на замену доллара как мировой резервной валюты», – подчеркнул Дворкович. Такая же позиция, по его словам, «у наших китайских коллег, которые не стремятся разрушить существующую валютную систему». Россия и Китай, по словам Дворковича, выступят на саммите за «эволюционное, плавное развитие валютной системы», связанное с появлением нескольких резервных валют: сначала регионального характера, а потом – и международного.

Между тем к апрельскому саммиту «большой двадцатки» Россия предлагала более радикальные требования к реформе международных финансов. В частности, Россия предложила ввести внешний финансовый контроль над крупнейшими странами – эмитентами резервных валют и создать новые наднациональные центры выпуска резервных валют, в том числе не связанные с Международным валютным фондом. Кроме того, Россия предлагала превратить СДР МВФ в «суперрезервную» валюту (см. «НГ» от 17.03.09). «Страны – эмитенты резервных валют должны принять на себя обязательства руководствоваться международными правилами макроэкономической и финансовой дисциплины. Необходимо разработать и принять международно признанные стандарты в области макроэкономической и бюджетной политики, соблюдение которых являлось бы обязательным для ведущих мировых экономик, в том числе и стран – эмитентов резервных валют», – такие требования были опубликованы на официальном сайте президента Медведева 16 марта 2009 года.

Эксперты также заметили смягчение российской позиции. «Любые разговоры об альтернативных резервных валютах, по сути, являются антиамериканскими, и поэтому кремлевские чиновники решили не педалировать антиамериканские темы, по крайней мере в присутствии Обамы в Москве. Но есть и более глубокие причины. Мартовские предложения о создании новой резервной валюты специалисты в правительстве не смогли достаточно проработать, а «двадцатка», естественно, не заинтересовалась голыми лозунгами», – считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его словам, китайские эксперты активно работают над введением альтернативных резервных валют, а помощник президента, возможно, не вполне точно отражает реальные устремления КНР. Кроме того, слова Дворковича об «эволюционном развитии валютной системы», по мнению Делягина, являются почти точной цитатой из статей американских экономистов, не заинтересованных в появлении альтернативы доллару.

«Эволюция взглядов России относительно реформирования валютной системы налицо. Еще на апрельском саммите G20 Америка ясно дала понять, что относится к введению новой валюты весьма скептически. К тому же не стоит забывать, что в Китае значительная часть его международных резервов вложена в казначейские обязательства США. А значит, зависимость от американской экономики у Пекина достаточно большая, как и заинтересованность в стабильности доллара», – соглашается гендиректор «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова. «Кризис показал, что позиции доллара как самого надежного средства сохранения капитала могут только укрепляться. В связи с этим поутихли и разговоры об искусственном создании новой мировой валюты, которые имеют, на мой взгляд, сугубо академический интерес», – считает экономист компании «Тройка Диалог» Антон Струченевский. «Смена тона на более мягкий в отношении альтернативы к доллару как к резервной валюте связана с политическими мотивами: оппозиция США теперь сменяется потеплением», – отмечает руководитель проекта «Система главбух» Елена Рахимова.

Вчера же Аркадий Дворкович уточнил, что инициатива казахского президента Нурсултана Назарбаева о введении новой расчетной единицы для облегчения взаимных расчетов между странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) нуждается в проработке. «Этот вопрос поручено проработать министрам финансов и руководителям центральных банков наших стран. Думаю, что к следующему саммиту это будет сделано», – сказал Дворкович. «Резервные валюты будут развиваться по мере повышения привлекательности и комфортности работы с этими валютами. Просто так создать их невозможно», – подчеркнул Дворкович и пояснил, что в случае с ШОС речь идет лишь об условной электронной единице.

Говоря о развитии мировой экономики, Дворкович сообщил, что пока нет ясных признаков начала процесса восстановления, а есть только отдельные положительные сигналы, которые не позволяют сделать однозначный вывод. Тем самым помощник президента в очередной раз дезавуировал оптимистические высказывания первого вице-премьера Игоря Шувалова о скором прохождении дна кризиса. Эксперты согласны с Дворковичем и также считают, что дно еще не пройдено. Очевидных признаков восстановления экономики нет. Например, рост опросных показателей в США полностью компенсирован слабыми данными по безработице. В Европе показатели тоже далеки от радужных. Посмотрите на последние данные: если в Германии промышленные заказы повысились, то аналогичный показатель в Британии упал до трехмесячного минимума. В таких условиях о стабилизации речи быть не может. Признаком же начала восстановления можно будет считать рост показателей реальной экономики на протяжении хотя бы квартала», – считает директор аналитического департамента компании TeleTRADE Оксана Куренная. «Говорить о положительных сигналах восстановления мировой экономики весьма преждевременно. Совокупный спрос продолжает снижаться, предприятия все еще испытывают финансовый голод: оборотные средства в дефиците, а привлечь финансирование по-прежнему непросто. Если будет развиваться кредитование реального сектора, если будут налоговые послабления, будут приниматься меры по стимулированию спроса, тогда можно ожидать постепенного восстановления», – соглашается Касьянова.

Источник: «НГ»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий