Ильюшенко Алексей Николаевич — первый заместитель руководителя департамента имущественных и земельных отношений правительства Москвы, бывший первый заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы, бывший и.о. генерального прокурора Российской Федерации
С самого начала
Родился 23 сентября 1957 года в г.Анжеро-Судженске Кемеровской области. Предки — коренные петербуржцы, сосланные в Сибирь после революции 1917 года.
Военную службу проходил в частях морской пехоты на Дальнем Востоке.
В 1979 году окончил юридический факультет Красноярского университета. По окончании университета работал в органах красноярской прокуратуры. В 1986-89 гг. занимал пост заместителя прокурора Кировского района г.Красноярска.
Осенью 1989 был переведен из Красноярска в аппарат Генеральной Прокуратуры в Москве, где работаол сначала в отделе по надзору за исполнением законов в органах милиции, а затем, с апреля 1990 г., — в новосозданном отделе по надзору за выполнением законов по межнациональным отношениям.
В феврале 1992 г. был назначен заместителем начальника отдела Генеральной прокуратуры России по надзору за выполнением законов по межнациональным отношениям.
19 марта 1993 г. указом Президента был назначен руководителем Контрольного управления Администрации Президента г. (после отставки с этого поста Юрия Болдырева). Пост главного государственного инспектора, с которого также был уволен Болдырев, Ильюшенко не занял в связи с упразднением этого поста.
С весны 1993 г. входил в Межведомственную комиссию по борьбе с коррупцией и вместе с адвокатом Андреем Макаровым был одним из соавторов «дела о трасте Руцкого», которое не оказалось подтверждено фактами. Как член этой комиссии Ильюшенко участвовал в пресс-конференции, где демонстрировалась «копия» трастового договора с подписью Руцкого, которая была затем передана в Московскую прокуратуру. 17 января 1994 г. Московская прокуратура прекратила уголовное дело в отношении А.Руцкого и возбудила уголовное дело о клевете против «неустановленного лица». Таковым «неустановленным лицом», по мнению Ильюшенко, мог быть канадский нотариус, удостоверивший копию трастового договора — «если подлинника вообще не было в природе».
26 февраля 1994 г. Указом президента Ельцина назначен исполняющим обязанности генерального прокурора. Комитет Совет Федерации по законодательству расценил это назначение как нарушение Конституции, т. к. генерального прокурора вправе назначить только Совет Федерации, а остальных прокуроров — генеральный прокурор.
Бывший сослуживец А.Ильюшенко по работе в аппарате Генеральной прокуратуры, юрист-консультант Государственной Думы РФ по правовым вопросам Геннадий Филипенков направил в Совет Федерации открытое письмо, в котором обвинил Ильюшенкова в том, что тот сделал свою карьеру путем «стукачества» — «то есть ежедневно начинал свой рабочий день с того, что бежал к руководителю отдела и докладывал, кто чем занимался, кто куда ушел и кто что говорил». В «Независимой газете» было опубликовано интервью с Филипенковым и страничка из ежедневного досье, которое Ильюшенков вел на Филиппенкова: в какое время Филипенков приходит и уходит с работы и как объясняет свое отсутствие на рабочем месте. Кроме этого, по словам Филиппенкова, Ильюшенко, работая в прокуратуре, будто бы отстаивал коммерческие интересы жилищного кооператива, в котором был заместителем председателя, и «запугивал должностых лиц, с которыми общался, махал перед ними служебным удостоверением» — по этому поводу в управление кадров прокуратуры поступило три жалобы на Ильюшенко. После назначения Ильюшенко заместителем начальника отдела Филипенков был вынужден уволиться из отдела и вообще из органов прокуратуры, так как «не мог работать под руководством такого человека».
12 марта 1994 г. Президент представил кандидатуру Ильюшенко на утверждение Совета Федерации, но по итогам тайного голосования кандидатура была отклонена. Тем не менее, Совет Федерации де-факто признал Ильюшенко главой прокуратуры. Комиссии Государственной Думы РФ отказывались иметь дело с А.Ильюшенко, считая его должность несуществующей.
24 октября 1994 г. Совет Федерации в очередной раз отклонил вновь представленную Президентом кандидатуру Ильюшенко. Он набрал 76 голосов «за» и 74 «против» при нескольких испорченных бюллетенях (нижняя планка в Совете Федерации равна 90 голосам). В этот раз кандидатура Ильюшенко была представлена главой администрации президента Сергеем Филатовым. Это должно было усилить впечатление, производимое на депутатов. Несомненно, было сделано все возможное для того, чтобы кандидатура прошла. В течение нескольких месяцев, которые минули с прошлого голосования, Ильюшенко старался быть предельно лоялен по отношению к членам Совета, а с его отдельными членами, по их сообщениям, проводилась «индивидуальная работа» — как самим претендентом, так и администрацией президента.
В конце октября 1994 г., в связи с возобновившимся в прессе обсуждением вопроса о распродаже в 1992-93 гг. имущества Западной группы войск (ЗГВ) в Германии, А.Ильюшенко заявил, что крупномасштабных проявлений коррупции в ЗГВ не было. Заявление Ильюшенко было оспорено бывшим руководителем Контрольного управления Юрием Болдыревым, который осенью 1992 г. передавал президенту Ельцину докладную записку о коррупции в ЗГВ. По утверждению Болдырева, именно Ильюшенко, ставший руководителем ГКУ после Болдырева, вместе с директором ФСК Сергеем Степашиным закрыли дело о коррупции в ЗГВ. Под давлением общественного мнения, в начале ноября 1994 г. Ельцин снял бывшего командующего ЗГВ генерала Матвея Бурлакова с поста заместителя министра обороны (всего через 2 месяца после назначения), чем поставил защищавшего Бурлакова Ильюшенко в неудобное положение.
1 августа 1995 года старший следователь прокуратуры РФ Борис Уваров, отправленный в принудительный отпуск, высказал предположение, что он отстранен от дела, потому что знает о причастности жены А.Ильюшенко к аферам нефтяных фирм (интервью программе «Версии»). В результате развития этого скандала Ильюшенко был в октябре 1995 был уволен со своего поста.
15 февраля 1996 года был арестован по обвинению в коррупции. Постановление на арест Ильюшенко было подписано генеральным прокурором РФ Юрием Скуратовым.
В сентябре 1996 года по делу Ильюшенко был задержан глава фирмы S.I.Realty Александр Вульфов. При обыске его офиса в сейфе был обнаружен загранпаспорт на имя Ильюшенко. В начале февраля 1996 года Вульфов и Ильюшенко совместно выезжали на несколько дней в Венгрию. (Сегодня 19.09.96).
В феврале 1998 г. освобожден из-под стражи под подписку о невыезде в связи с истечением максимально допустимого двухлетнего срока содержания под стражей.
В феврале 2001 в интервью «Известиям» начальник Управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры Владимир Лысейко сказал, что «обстоятельства получения Ильюшенко и его родственниками автомобилей от коммерческой фирмы расследованы досконально.
Для признания его виновным в получении взятки и злоупотреблении служебным положением доказательств недостаточно». (Известия, 21 февраля 2001)
11 мая 2001 Генпрокуратура объявила о закрытиии уголовного дела против А.Ильюшенко «за отсутствием состава преступления».
15 мая 2001 года на пресс-конференции заявил, что руководители российских спецслужб сфабриковали его уголовное дело, а также назвал бывшего генерального прокурора РФ Юрия Скуратова подонком.
В августе 2001 г. назначен первым заместителем руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы.
С марта 2003 г. — первый заместитель руководителя департамента государственного и муниципального имущества правительства Москвы (руководитель — Олег Толкачев ).
Материал подготовил Анатолий Афанасьев,
«КомпрИнфо» www.komprinfo.ru
Наша почта