Болдырев Юрий Юрьевич — бывший заместитель председателя Счетной палаты Российской Федерации, бывший депутат Совета Федерации
С самого начала
Родился 29 мая 1960 в Ленинграде в семье морского офицера, русский.
В 1983 году окончил Ленинградский электротехнический институт имени В.И.Ульянова-Ленина, в 1989 году — факультет планирования промышленного производства Ленинградского финансово-экономического института им.Н.А.Вознесенского по специальности «социология труда». Прошел курс обучения на факультете психолгии ЛГУ без защиты диплома.
В 1983-1989 гг. работал инженером, старшим инженером в Центральном научно-исследовательском институте судовой электротехники и технологии. Был секретарем, заместителем секретаря комитета ВЛКСМ, членом Совета трудового коллектива института.
В 1987 году вступил в КПСС, был членом партбюро института.
В 1987-1988 гг. участвовал в деятельности клуба «Перестройка», но членом клуба не был.
В январе 1989 года трудовым коллективом института был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по Московскому округу N 54 (Ленинград). С большим трудом преодолев барьер окружного предвыборного собрания, при активной поддержке Комитета демократических организаций «Выборы-89» был избран народным депутатом СССР (74% голосов избирателей), одержав победу над первым секретарем Ленинградского горкома КПСС Герасимовым.
С 1989 по октябрь 1991 года был членом Комитета Верховного Совета СССР по вопросам работы Советов народных депутатов, развития управления и самоуправления. Входил в Межрегиональную депутатскую группу (МДГ). Его выступления на заседаниях Верховного Совета и Съездах народных депутатов отличались взвешенностью, но психологически не всегда были адекватны аудитории (в отличие, например, от выступлений Сергея Станкевича). По популярности был вторым после Собчака народным депутатом из Ленинграда. Выступал в поддержку суверенитета республик, против учреждения поста Президента СССР. С октября 1991 года до ликвидации СССР в декабре 1991 года был членом Совета Союза Верховного Совета СССР нового состава, председателем подкомитета по социально-экономическим вопросам.
Участвовал в конференциях «Демократической платформы в КПСС», но членом «Демократической платформы» не был. Являлся делегатом ХХVIII съезда КПСС. Выступил на нем с инициативой добровольной передачи имущества КПСС народу. В июле 1990 года вышел из КПСС. С декабря 1990 года был членом Совета Представителей, а с января по декабрь 1991 года — членом Координационного Совета Движения «Демократическая Россия», однако в их работе практически не участвовал.
В ноябре 1990 баллотировался на дополнительных выборах в народные депутаты РСФСР по 125 Полюстровскому территориальному округу, но выборы не состоялись из-за неявки избирателей. В 1990-1992 гг. входил в Высший Консультативно-координационный совет при Председателе Верховного Совета РСФСР, Политический консультативный совет при Президенте России.
После роспуска союзного парламента до нового назначения называл себя «безработным» и подумывал, по его словам, не начать ли заниматься сбытом подержаных автомобилей. В феврале 1992 года стал советником Правительства Российской Федерации. Отказался от предложения Анатолия Собчака возглавить Комитет по чрезвычайным ситуациям или занять иной пост в Санкт-Петербурге из-за несогласия с деятельностью Собчака на посту мэра.
В марте 1992 года был назначен Главным государственным инспектором Российской Федерации — начальником Контрольного управления Администрации Президента РФ (сменил на этом посту назначенного вице-премьером Валерия Махарадзе). Задачей Контрольного управления являлось испектирование работы глав администраций России. В функции Главного государственного инспектора входила организация контроля за исполнением указов Президента РФ, соблюдением законности действий представителей исполнительной власти, координация деятельности федеральных контрольных служб.
По словам Болдырева, он пытался деполитизировать деятельность Контрольного управления, оставаться беспристрастным контролером. Проводил комплексные проверки работы администраций областей. По результатам проверок работы более 40 глав администраций четверо из них были отстранены от должности, причем трое, по словам Болдырева, были демократами и сторонниками Ельцина. Выступал против активизации политической роли представителей Президента. Неоднократно заявлял о растущей коррумпированности российских чиновников. При этом он никогда не предавал гласности имевшуюся у него информацию, подчеркивая ее служебный характер, предназначенность для принятия решений внутри исполнительной власти.
После того, как начатая им проверка деятельности московской мэрии была приостановлена Ельциным, а также после вскрытия фактов бесхозяйственности, разбазаривания валютных средств и армейского имущества в Западной группе войск военными чинами высокого ранга, ожидал своей отставки. Говорил: «Если я вынужден буду уйти с такой конфликтной должности с целыми руками и ногами, с целой головой, проработав год и не запятнав себя ничем, а также приобретя опыт для дальнейшей работы где-то, — считаю, это большое счастье». Положение Болдырева как Главного государственного инспектора ухудшилось после прихода на пост руководителя Администрации Президента Сергея Филатова. Болдырев связывал это со своим нежеланием политизировать работу управления. Критиковал «радикальное окружение Президента», выдвигаемую им идею «номенклатурного реванша». Отказался от предлагавшейся ему добровольной отставки с переводом на другую работу.
В результате очередной реорганизации структуры Администрации Президента (Указ Президента РФ от 22 февраля 1993 года) статус Контрольного управления был понижен: оно было подчинено заместителю руководителя Администрации (а не Президенту, как прежде), а сам Болдырев лишился права назначать и увольнять сотрудников своего управления. Спустя несколько дней, 4 марта 1993 года, Указом Ельцина должность Главного государственного инспектора РФ была упразднена.
После увольнения с июля 1993 года работал ведущим научным сотрудником Центра экономических и политических исследований «Эпицентр», возглавляемом Григорием Явлинским.
В сентябре-октябре 1993 года выступал против Указа Президента РФ N1400 о роспуске Верховного Совета РФ.
12 декабря 1993 года был избран депутатом Совета Федерации от Санкт-Петербурга (двумандатный округ N78). Был членом Комитета по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию.
В начале 1994 года подписал письмо инициативной группы Движения «Народный альянс».
В январе 1995 года был избран вице-председателем Общественного объединения «ЯБЛоко» и членом Политсовета.
18 января 1995 года был избран заместителем Председателя Счетной палаты Федерального Собрания РФ.
6 марта 1995 отмежевался от заявления Общественного объединения «ЯБЛоко» с призывом к акции мирного гражданского неповиновения в связи с убийством журналистов Дмитрия Холодова и Владислава Листьева.
В августе 1995 года стал сопредседателем от Совета Федерации в согласительной комиссии между палатами парламента по закону «О соглашениях о разделе продукции». В августе 1995 года, после принятия закона «О соглашении о разделе продукции», разработанного фракцией «ЯБЛоко», который Болдырев не поддержал, покинул пост вице-председателя общественно-политического движения «ЯБЛоко», а в сентябре покинул само движение.
В мае 1996 года был зарегистрирован кандидатом на пост губернатора Санкт-Петербурга. В первом труе 19 мая 1996 занял третье место, получив 17% голосов избирателей (во второй тур прошли Анатолий Собчак и Владимир Яковлев). Перед первым туром голосования против Болдырева велась самая массированная кампания по дискредитации со стороны предвыборного штаба А.Собчака и санкт-петербургских СМИ. Перед вторым туром на предложения Собчака поддержать его кандидатуру посоветовал своим избирателям голосовать по своему усмотрению.
В феврале 1997 г. сказал, что навязанный нам путь экономических реформ «не просто не совпадает с основным направлением западного общества, а совершенно противоположен ему» (Литературная газета, 19 февраля 1997 ).
В мае 1998 года присутствовал на учредительном съезде Социал-демократической ассоциации (СДА) (лидер — Олег Румянцев).
В сентябре 1998 года объявил о создании регионального общественно-политического движения «Блок Юрия Болдырева», созданного для участия в декабре 1998 года в выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
20 февраля 1999 года был заочно избран лидером движения «Социал-демократы» (на съезд движения сам Болдырев не явился и позже не подтвердил своего членства в нем).
30 марта 1999 года федеральный суд Красногвардейского района Санкт-Петербурга признал нехзаконными действия Болдырева во время кампании по выборам Закнодательного Собрания в декабре 1998 года. Жалобу на Болдырева, как на должностное лицо, участвующее в кампании, подал член Политсовета петербургского «Яблока» Михаил Горный.
В июне 1999 года в Перми прошел учредительный съезд «Движения Юрия Болдырева».
В сентябре 1999 года вошел в общефедеральный список избирательного блока «Конгресс Русских общин и Движение Юрия Болдырева» (№1 в Центральной части списка) для участия в выборах в Государственную Думу РФ третьего созыва. Также был выдвинут кандидатом по Юго-Западному одномандатному избирательному округу №212 (Санкт-Петербург).
В ноябре 1999 года был зарегистрирован кандидатом на пост губернатора г.Санкт-Петербурга. 11 декабря 1999 Верховный суд России признал недействительным закон о переносе выборов на более ранний срок и горизбирком отменил выборы губернатора 19 декабря 1999.
16 апреля 2000 был зарегистрирован кандидатом на пост губернатора г.Санкт-Петербурга на выборах 14 мая 2000. Был выдвинут движением «Блок Юрия Болдырева».
На выборах 14 мая 2000 занял третье место, получив около 4% голосов (первое место — В.Яковлев, более 72%; второе — И.Артемьев — более 14%).
17 января 2001 истекли полномочия Болдырева на посту первого заместителя председателя Счетной палаты. 31 января 2001 освобожден от должности.
В феврале 2003 г. на вопрос, чем он занимается, ответил: «Напишите: я — свободный художник. Скоро выйдут две мои книги: «Похищение Евразии» и «О бочках меда и ложках дегтя». Я задумал трилогию «Русское чудо. Секреты экономической отсталости, или Как, преодолевая трудности, идти в никуда». (КП, 14 февраля 2003 )
В апреле 2003 г. дал интервью газете «Завтра», в котором, в частности, сказал: «Сдача всех позиций страны потенциальным противникам и конкурентам — не либерализм, а шизофрения и предательство. Во внутренней же экономической политике либерализм подменили феодализмом… В то же время, я как раз вовсе не считаю, что либерализм к России вообще неприменим. И в предисловии к серии своих книг специально оговариваю, что оценивать применимость либерализма к российским условиям на основании опыта наших последних десяти-пятнадцати лет — то же самое, что оценивать вкус бифштекса, попробовав подсунутую вместо него дохлую кошку. Никакого на самом деле либерального эксперимента в России не было. А то, что делалось у нас под либеральными лозунгами, является с точки зрения науки и практики развитого мира — абсолютной вульгарщиной и дискредитацией идей, с точки же зрения морали и закона — преступлением, причем, вовсе не «политическим», а чисто уголовным». (см. http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/03/491/31.html )
Материал подготовил Константин Анофриев,
«Секретные материалы России»
www.komprinfo.ru
Наша почта