Обвинения против братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых растут как снежный ком. Недавно стало известно, что временный управляющий АО «Глобалэлектросервис» (ГЭС) Михаил Андреев потребовал привлечь к субсидиарной ответственности обоих совладельцев группы компаний «Сумма», подав соответствующий иск Московский арбитражный суд, сообщает «Версия».
КДЛ
Михаил Андреев обвинил братьев в нежелании реагировать на появление признаков неплатежеспособности АО «Глобалэлектросервис» (ОАО ГЭС). Сделать это управляющий решил на основе статьи 61.12 закона о банкротстве, которая позволяет привлекать к субсидиарной ответственности руководителей и контролирующих должника лиц (КДЛ).
Такое радикальное толкование закона применено в российской юридической практике впервые. И тот факт, что первыми жертвами стали Зиявудин и Магомед Магомедовы вместе со своей командой администраторов, весьма примечателен, как и сумма иска. Она составляет 17 млрд руб.
Но главная интрига— это попытка определить роль Магомедовых в бизнесе ГЭС. До 17 декабря Михаилу Андрееву необходимо доказать суду, что его роль можно определить этими тремя буквами — КДЛ. Если так и произойдет, то подобный прецедент (а его роль в арбитраже очень велика) может уничтожить не только остатки бизнеса «Суммы», но привести к переформатированию всего российского бизнеса, сложившегося на фундаменте технических компаний с номинальными акционерами. В состав обвиняемых входят и менеджеры самого широкого корпораций, входящих в «Сумму», включая кипрскую «Е-Севен Лимитед» (на него заведены 99% акций ГЭС), а также ООО «Бейкер Тилли Русаудит» (переименованная в 2017 года в «Кроу Русаудит»).
Враги государства
АО «Глобалэлектросервис»— ключевой фигурант уголовного дела о похищении денег, выделенных государством на строительство футбольного стадиона в Калининграде и ТЭС в Советской Гавани в Хабаровском крае. Что-то пошло не так, и компания не справилась с проектами. Теперь этот факт запросто может превратиться как минимум в преступную халатность, если не в настоящий умысел.
В таком же «умышленном» направлении начинают развиваться события вокруг другого актива «Суммы» — Объединенной зерновой компании (ОЗК). На одном из ее хранилищ в Орле было вскрыто хищение 19,35 тыс тонн зерна – его обнаружила компания сотрудников из самых разных учреждений — Россельхозбанка, Генеральной прокуратуры РФ, УМВД России по г. Орлу. Стоимость ущерба оценивается в 202,3 млн руб., — прямо скажем, не запредельная для баланса корпорации. Тут важно другое. Речь идет о зерне федерального интервенционного фонда, а сама ОЗК, созданная в 2009 году для проведения интервенций на рынке зерна, формально принадлежит государству: группа «Сумма» контролирует 50% минус одну акцию. Таким образом Зиявудин Магомедов превращается на медиаполе федеральных СМИ в вороватого директора склада — любимого персонажа советских сатирических фильмов и публикаций. Поневоле напрашивается и еще одна ассоциация, не менее легендарная, но куда более трагичная — о «закона о колосках». Под таким названием известно постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 года «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации, и укреплении общественной (социалистической) собственности». Федеральные новостные ленты новостей акцентируют внимание на «беспрецедентном объеме» пропажи. https://tass.ru/ekonomika/5801888
«Сумма» как политическая «Система»
В полном соответствии с историческим прецедентами 1930-х годов, экономические дела братьев Магомедовых могут превратиться в политические. Бывший член Совета Федерации Магомед Магомедов, отвечавший в «Сумме» за политику, видимо, уже сделал первый шаг на этом пути.
«Какой призыв посылается владельцу какого-то проблемного холдинга, если вдруг какие-то проблемы начинают нарисовываться и если еще этот человек, владеющий вот таким большим холдингом, у которого начинаются проблемы, не дай бог, владеет еще самолетом, какой-то недвижимостью и загранпаспортом? Знаете, какой призыв ему? Вали нафиг отсюда. Побыстрее. И, не дай бог, не помогай этому проблемному холдингу, не вкладывай туда деньги. Забирай все и вали отсюда», — заявил Магомедов в Тверском суде Москвы.
Политический смысл заявления Магомеда Магомедова усилился упоминанием проблем, которые, по его словам, имели «три или четыре холдинга соизмеримого размера, когда людей арестовывали».
Упоминание арестов позволяет предположить, что Магомедов скорее всего имел в виду недавно пережившую смертельную атаку инвестиционную корпорацию «Система», из которой главному московскому холдингу удалось выйти не без потерь. Тем более интересно, что в списке близких к «Системе» людей упоминают «серьезного предпринимателя» Сергея Михайлова, известного своим происхождением из микрорайона Солнцева.
У Магомедовых также есть схожий по амплуа партнер. Это Давид Каплан, который мало известен в России, так как формировался в Прибалтике, занимаясь там в начале 1990-х годов «расшивкой» платежей между контрагентами из стран бывшего СССР.
Связь с Капланом грозит превратить дело «Суммы» куда в более политическое, чем любые заявления Магомедовых, так как она может завести в сумраки теневой банковской системы и обстоятельствами убийства осенью 2006 года зампреда Центробанка Андрея Козлова. И это дело может стать настоящей катастрофой для большого количества влиятельных людей.