Как Россия и Америка делят Cреднюю Aзию

Как Россия и Америка делят Cреднюю Aзию
Россия и США, несмотря на объявленную «перезагрузку» отношений, тайно и явно продолжают борьбу за влияние в Центральной Азии (ЦА)

Борьба эта ведется всеми доступными способами — политическими, экономическими, военными. И причины тут разные. Россия считает центральноазиатские республики районом своих традиционных стратегических интересов, пытаясь извлечь из этого свои дивиденды. Прежде всего на основе взаимовыгодного сотрудничества. Но складывается оно по-разному. Если одни республики (Казахстан, Киргизию, Таджикистан) Москве удалось вовлечь в орбиту своих интересов и даже превратить их в военных союзников (через Организацию Договора о коллективной безопасности — ОДКБ), то другие (Туркменистан и Узбекистан) занимают «особую позицию». Ашхабад продолжает демонстрировать политику нейтралитета в отношениях с Россией, а Ташкент лавирует, то приближаясь к ней, то отдаляясь. А внимательно наблюдающие за всеми этими процессами США стремятся активно играть на этих противоречиях, где мытьем, а где и катаньем закрепляясь в регионе.

АМЕРИКАНСКИЕ ЦЕЛИ

Стратегическая цель такой политики США более чем очевидна: вместе с главными западными союзниками выдавить Россию как крупного политического игрока из Центральноазиатского региона и свести там до минимума ее экономическое и военное влияние.

Многое указывает на то, что делается это ради решения двух долговременных глобальных задач:

  • создать не подконтрольный России транспортно-энергетический коридор, по которому углеводороды из Центральной Азии (казахстанская нефть, туркменский газ и т. д.) через Азербайджан и Турцию будут доставляться в Европу;
  • оседлать Афганистан и Центральную Азию в военном плане, создав там сеть баз, учебных центров, транзитных пунктов, и держать из этого региона «под прицелом» Россию, Китай и Иран.

    ЧЕМ ЗАМАНЧИВО «ЮЖНОЕ ПОДБРЮШЬЕ»?

    Борьба великих держав за Центральную Азию затеялась не вчера и кончится явно не скоро. Когда распался СССР, входившие в него среднеазиатские республики отправились в свободное плавание. По ходу начали приторговывать своими природными богатствами. У каждой республики есть что продать. Казахстан — это нефть и газ, уран, медь, никель, бокситы. Туркмения — газ и нефть. Киргизия — золото, уран, редкоземельные металлы. Узбекистан — газ и нефть (практически нетронутые!), уголь, уран. Таджикистан — алюминий, свинец, цинк, редкоземы и крупнейший гидроэнергетический потенциал. А теперь взгляните на карту: республики образуют глобальный коридор Восток — Запад. По нему удобно гнать нефть и газ. Хочешь — на запад, и вот уже идет подготовка к строительству газопровода «Набукко» в обход России через Азербайджан и Турцию. Хочешь — на восток, в Китай. И магистральный газопровод тянется сейчас из Туркмении в Поднебесную. Не за горами строительство нефтепроводов. И тогда создается конкуренция нашей трубе «Восточная Сибирь — Тихий океан». Что там еще рядом? Афганистан? И тут ведутся переговоры о прокладке газопровода через Афган в Пакистан и Индию. Всем хорошо, все при деле, одной России места, похоже, не будет. США явно намереваются ее сюда не пустить. А следовательно… Правильно! На всех ведущих в коридор дверях нужны надежные замки в виде военных баз.

    ЛЖИВЫЕ МИФЫ

    В оценках геополитического значения ЦА есть два заокеанских мифа. Первый — это заинтересованность США в военно-политической стабильности в регионе (из-за сказочного обилия стратегических энергоресурсов, которые нужны американскому бизнесу). Второй — это бескорыстное стремление США победить международный терроризм, ради чего американские солдаты погибают в Афгане.

    Еще в 2002 году госсекретарь США Колин Пауэлл, выступая в конгрессе, четко указал, что «США обретут такие долгосрочные интересы и военное присутствие в Центральной Азии, о каких мы ранее и не мечтали». Атака «Аль-Каиды» на США дала такой предлог.

    Тут США хотят не только «отпихнуть» все еще держащихся за регион русских, но заодно сдержать Китай, рвущийся к тамошней нефти и газу. Если КНР угнездится в ЦА, то запросто образует геополитическую связку с Ираном. А там и до контроля над Персидским заливом рукой подать. А значение «галфа», как именуют в Америке этот залив, для энергетической безопасности Штатов непоколебимо.

    Не зря же США активно создают инфраструктуру снабжения группировки в регионе. К примеру, Вашингтон наращивает военное сотрудничество с Индией. Ведь она может стать запасной опорной базой поставок, заменив Пакистан. Недаром в Вашингтоне уже без обиняков именуют регион «северной логистической системой», имея в виду снабжение через него международной военной группировки в Афганистане. Причем снабжение посуху, через несколько транзитных пунктов на афганской границе. Збигнев Бжезинский говаривал: «Центральная Азия — это новые Балканы». Чего американцы и их союзники, которые утверждали, что военные базы в этом регионе не нужны им по определению, уже почти добились…

    КИРГИЗСКИЙ ПЛАЦДАРМ

    Когда американцы со своими подручными в НАТО начинали войну в Афганистане, они уговорили россиян «на время» пустить их в Киргизию. Москва согласилась. Авиабаза США была развернута в бишкекском аэропорту Манас. Но вот прошло 9 лет, и пентагоновские генералы запели иные песни: «Мы будем сидеть в Киргизии столько, сколько посчитаем нужным». Вдобавок выкатывается и такой аргумент: мол, мы же и за вас, русских, делаем в Афгане работу. Хотя мы вроде бы делать это их не просили. Война американцев и их союзников с талибами значительных результатов не дала, и конца края ей не видно. Потому «временная» дислокация американцев в киргизском Манасе может стать бесконечной. Москва попыталась выдавить американцев из Манаса, предоставив Бишкеку (еще при экс-президенте Бакиеве) жирный кредит в 2 миллиарда долларов. Мол, это с лихвой перекроет поступления в госказну за сдачу базы в аренду. Киргизы робко попросили американцев покинуть Манас. А те в ответ пообещали киргизским властям платить за базу в два раза больше и переименовали ее в транзитный центр, что, в сущности, ничего не меняло. И Бишкек… согласился, высосав подобно ласковому теляти деньжата у двух маток. Тогда Россия попыталась сделать новый шаг — уговорила киргизские власти открыть на территории республики еще одну базу (ориентировочно в Оше). И тут же американцы сделали контрход — предложили рядом создать свой учебный центр (в общем-то прообраз базы) для подготовки кадров «по борьбе с терроризмом». Как говорится, гонка идет ноздря в ноздрю.

    УЗБЕКСКИЙ ОПОРНЫЙ ПУНКТ

    Американская военная экспансия уже проникает и в соседний с Киргизией Узбекистан. Теперь Штаты присматриваются и к аэродрому в Навои, который принимает большегрузные самолеты. Интерес выражен официально. Аэропорт предполагается преобразовать в трансконтинентальный транспортно-экспедиционный авиаузел и связать маршруты на Дальний Восток, в Юго-Восточную и Южную Азию и Европу. Очень похоже, что американцы намерены надолго обосноваться в Навои (где хотят создать свободную экономическую зону) и вообще в Узбекистане. Они уже инвестировали в республику $500 млн. А ведь еще пару лет назад все американские финансовые вливания туда были заморожены.

    Узбекистан для Вашингтона не просто одна из стран ЦА. Через него (через построенные там в советское время коммуникации) предполагается наладить основной транзит американских грузов для Афгана. США уделяют Узбекистану особое внимание, и Вашингтон намерен в ходе кадровой ротации назначить на пост посла США в Ташкенте заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Джорджа Крола. Американская политика в Узбекистане такова: кто бы ни пришел на смену президенту Каримову, который уже однажды повернулся к американцам спиной, положение США в этой стране не должно пошатнуться, а для этого там нужно хорошо закрепиться.


    ТАДЖИКСКИЙ МАНЕВР

    А еще у американцев есть виды на таджикский аэропорт Айни в 15 км от столицы республики Душанбе (даром, что прямо в гражданском аэропорту таджикской столицы уже 8 лет развернута авиабаза НАТО — там стоят французы). В Айни же Штаты хотят создать центр снабжения, как в Манасе. Правда, в реконструкцию аэродрома вложились индусы ($20 млн.), планировавшие создать там свою авиабазу, но американцам тоже очень хочется. Россия застолбила Айни раньше американцев. Еще в 2004 году сам президент Эмомали Рахмон (тогда еще Рахмонов) предложил нам Айни в аренду. Денег было жаль, хотелось расположиться там бесплатно, как в киргизском Канте, и переговоры шли ни шатко ни валко. Так продолжалось до начала 2009 года, когда отношения Москвы и Душанбе охладились и Рахмон стал демонстративно игнорировать саммиты ОДКБ и ЕврАзЭС. Но в августе — октябре 2009 года он снова помирился с Москвой. И вот в минувшем августе Президент России вновь поднял вопрос о таджикском аэропорте Айни. Но стоило Москве активизироваться на душанбинском направлении, как встрепенулись и в Вашингтоне: Айни нужен позарез. Помимо этого, американцы предлагают Душанбе создать пункты временного базирования и учебные центры для подготовки кадров ВС Таджикистана. Первый такой центр, который будет иметь статус базы, американцы намерены развернуть около города Турсунзаде в 45 км от Душанбе. И что в итоге мы видим? То, что американские военные базы в ЦА «садятся» рядом с российскими. Тут стоит напомнить, что в Таджикистане дислоцируются наша военная база и станция предупреждения о ракетном нападении, за пользование которыми таджикские власти теперь требуют увеличить плату в разы.

    РАЙОН ОСОБОГО ВЛИЯНИЯ

    Таким образом США расширяют свое присутствие во всей ЦА. Загляните на сайт Federal Business Opportunities и узнаете, что американское минобороны, помимо оперативной базы под афганским Мазари-Шарифом, намеревается построить в Туркмении (а где же пресловутый нейтралитет?), Узбекистане и Киргизии тренировочные центры, где «джи-ай» будут готовить местные силы безопасности. Словом, США в регион пришли надолго, и потому будут строить свои базы повсюду. Выбрать есть из чего: сколько аэродромов мы оставили — Ханабад, Чирчик, Кокайты, Ташкент, Мары… Несть числа. И появление американских рекогносцировочных групп на некоторых уже отмечено.

    Советский в прошлом аэродром, расположенный в узбекском Термезе, рядом с афганской границей, в качестве перевалочной базы с 2002 года используют немецкие ВВС. Там базируются шесть самолетов-транспортников и триста военнослужащих. Узбекистан открыл наземный путь для невоенных грузов коалиции от Термеза до афганского Хайратона, расположенного в 100 км от Мазари-Шарифа. Германия снабжает узбекскую армию военным оборудованием и снаряжением. В Душанбе базируются французы: две с половиной сотни военнослужащих и шесть истребителей «Мираж».

    А ЧТО В АФГАНЕ?

    К середине 1985 года СССР построил или переоборудовал в Афгане семь аэродромов. Еще четыре аэродрома были переоборудованы в меньшей степени. Все они способны обеспечить круглосуточные полеты реактивной авиации в любых погодных условиях. Семь крупных аэродромов способны принимать стратегические бомбардировщики и транспортные самолеты. С 2002 года на этих аэродромах более 5000 американских солдат сооружали стальные ангары и огневые точки. Итальянские, польские и американские инженерные части отремонтировали взлетно-посадочные полосы.

    Вроде бы что нам до этого? С НАТО мы не враждуем, европейцы готовы за наши нефть и газ платить деньгами, но не жизнями. И вообще где Центральная Азия, а где Россия? Но существует, впрочем, один вариант, где просматривается реальная угроза. Это удар американским высокоточным оружием (в первую очередь крылатыми ракетами воздушного и морского базирования) по российским стратегическим ядерным силам. Цель вполне рациональная — устранение единственной реальной военной угрозы для США. Что мешает американцам перебросить на афганские (и не только!) аэродромы 90 — 120 бомберов и 400 — 450 истребителей со всякими крылатыми ракетами AGM-86B, AGM-109L или H/K и AGM-129 ACM в неядерном исполнении, которых у них поболее 4000? Да ничего! И наша некогда могучая ПВО даже после пуска не обнаружит эти ракеты: они в ее зону не войдут. Афган и Центральная Азия для них — в «мертвой зоне».

    Впрочем, ударить в случае чего могут и по Китаю. У КНР защиты против такого удара тоже пока нет. А уж врезать по Ирану с тыла американцам сам бог велел! Военные корабли США в Персидском заливе — грозная сила. Но уязвимая. А вот ракеты, пущенные с самолетов, которые взлетели с баз в Афганистане, практически неуязвимы…

    Источник: по материалам «КП»

  • Оцените статью
    OTKROVENIE.NET
    Добавить комментарий