В Мировом океане всплыл Китай
Его подводный флот стал активнее российского
Согласно только что вышедшему докладу Федерации американских ученых (FAS), по итогам прошлого года военно-морские силы Китая впервые в истории обошли российский военно-морской флот по боевой активности — числу выходов многоцелевых подводных лодок на боевое дежурство. Ранее Россия уступала по этому показателю только США.
В 2008 году китайские многоцелевые субмарины (в составе ВМФ Китая 54 атомных и дизельных подлодок данного класса) выходили на боевое патрулирование 12 раз. Для сравнения: в 2007 году они совершили шесть выходов, в 2006 году — два, в 2005-м — ни одного. В то же время и в 2008 и 2007 годах многоцелевые подлодки ВМФ РФ (по данным справочника «Весь российский флот» журнала «Власть», их насчитывается 46 — в том числе 27 атомных и 19 дизельных) выходили на боевое дежурство в Мировой океан только по семь раз (см. график). Отставание от китайцев по океанским выходам весьма показательно, тем более что по статистике на одну из 54 китайских ударных подлодок приходится по одному выходу в четыре с половиной года. Это существенно ниже показателей флотов ведущих мировых держав. В США, например, на каждую многоцелевую субмарину (всего их 55) приходится как минимум одно боевое патрулирование в год.
Наметившееся отставание России от Китая военно-морской эксперт Владимир Щербаков связывает прежде всего с тем, что в 1990-х годах, после резкого сокращения финансирования, приоритет был отдан развитию дорогостоящих и относительно малочисленных морских стратегических ядерных сил.
70% бюджетных средств, выделяемых на все строительство военных кораблей, приходится на атомные подводные крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей» — «Юрий Долгорукий», » Александр Невский», «Владимир Мономах», а также на доводку предназначенной для их вооружения межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». На данный момент в российском флоте осталось 11 подлодок с баллистическими ракетами — пять проекта 667БДР «Кальмар» и шесть 667БДРМ «Дельфин» (все построены в 1980-х годах). В США таких подлодок 14, в Китае — две. По мнению эксперта, в условиях реальных боевых действий без прикрытия многоцелевых субмарин и надводных кораблей стратегическая ценность российских атомных ракетоносцев будет очень невысока.
Находящиеся в строю российские многоцелевые атомные и дизельные подлодки стремительно устаревают. Но новые субмарины этих классов в строй не вводятся. АПЛ «Северодвинск» проекта 885, строительство которой началось еще в 1993 году, до сих пор находится на стапеле в «Севмаше» и будет введена в строй не раньше 2010 года. Дизель-электрическая подлодка «Санкт-Петербург» проекта 677 была спущена на воду на «Адмиралтейских верфях» еще в 2004 году, но из-за большого количества технических недоработок до сих пор не принята на вооружение.
Еще одной проблемой подводного флота, по мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Андрея Фролова, является низкий коэффициент оперативного напряжения. Даже в советские времена ВМС могли обеспечить одновременный выход на боевое дежурство не более 15% подлодок. Сейчас эта цифра еще меньше. Как считает главный редактор журнала Moscow Defense Brief Михаил Барабанов, «несмотря на все принимаемые меры наш подводный флот остается по существу флотом, который ржавеет у стенки, а не является эффективным военным фактором». Впрочем, по мнению бывшего заместителя главкома ВМФ России адмирала флота Игоря Касатонова, количество выходов подлодок в океан вовсе не критерий оценки флота. «Наши субмарины выходят на боевое патрулирование при получении определенных задач. В настоящий момент, когда обстановка стабильна, таких выходов много не требуется. А выполнять задачи по охране страны наши подлодки могут и стоя у причала»,— считает адмирал Касатонов.