А лес и ныне там
Лесничий оказался крайним в споре подмосковного города и государства
Следственный комитет при прокуратуре (СКП) расследует дело о незаконной передаче земель Ногинского лесхоза в ведение города Электросталь. В результате перехода участка леса площадью порядка 900 га государству, по мнению следствия, был нанесен ущерб государству в размере более 3 млрд руб. В превышении служебных полномочий, повлекших столь значительный ущерб, подозревают заместителя руководителя ФГУ «Ногинский лесхоз», главного лесничего Елену Хмелевскую. На днях г-жа Хмелевская из сообщений СМИ с удивлением узнала, что она не только единственный фигурант этого дела, но еще и находится в розыске. При этом ее руководитель проходит по делу лишь как свидетель, а целый ряд чиновников не фигурирует в материалах даже в этом качестве, хотя проверка «Росприроднадзора» установила незаконность их действий. За весь ущерб, причиненный действиями руководителей Московской области и чиновниками Министерства природных ресурсов, отвечать придется лесничему.
Основанием для возбуждения уголовного дела послужила проверка, проведенная в августе 2007 года представителями «Росприроднадзора» совместно с департаментом экономической безопасности (ДЭБ) МВД. Комиссия посчитала, что передача леса из федеральной собственности в муниципальную была проведена с нарушением законодательства. Документ ушел в СКП, где по данному факту осенью прошлого года возбудили уголовное дело. А в феврале нынешнего года основной подозреваемой по этому делу была определена г-жа Хмелевская — бывший главный лесничий Ногинского лесхоза. Ее обвинили в превышении должностных полномочий. Хмелевская, по версии следствия, незаконно подписала акт передачи участка из ведения лесхоза в ведение подмосковного города Электросталь. Сама Хмелевская, по словам ее адвоката Руслана Закалюжного, утверждает, что, поставив подпись вместо ушедшего в отпуск начальника, просто завизировала исправленный документ, который констатировал давно свершившийся факт — фактическая смена владельца участка произошла до 2003 года.
Передать 900 га из лесного фонда ФГУ «Ногинский лесхоз» городу Электростали предложил еще в 1994 году его мэр. Участок леса должен был стать рекреационной зоной для отдыха горожан. Возглавлявший в то время Московскую область Анатолий Тяжлов согласился с предложением мэра и издал соответствующее постановление. Оно было согласовано и с Московским управлением лесами, и с руководством Ногинского лесхоза, о чем свидетельствует длительная переписка между чиновниками. Через два года, в феврале 1996-го, на основании постановления г-на Тяжлова градоначальник Электростали издал свое постановление о принятии леса на баланс города.
Однако еще через пять лет, в 2001-м, у лесхоза возникла неожиданная проблема. Из-за принятия в 1997 году Лесного кодекса и проведения двумя годами позже инвентаризации лесных угодий полученный в ведение Электростали участок в 915, 5 га, по данным лесоустроителей, стал числиться за Ногинским лесхозом, то есть в федеральной собственности, но по государственному земельному учету — в городе Электросталь, то есть в муниципальной собственности. Власти Электростали попросили разъяснений у московского областного департамента лесного хозяйства и комитета по земельным ресурсам и землеустройству области. Лесхоз в свою очередь попросил помощи в департаменте природных ресурсов по Центральному региону.
Прошел еще год, и Государственная лесная служба Министерства природных ресурсов объяснила запутавшимся в новых правилах чиновникам, что лесной участок должен быть исключен из федеральной собственности и отдан Электростали путем оформления в установленном порядке акта приема-передачи. Что и было сделано: в 2003 году этот акт подписали между собой директор ФГУ «Ногинский лесхоз» Минаков, с одной стороны, и замглавы администрации муниципального образования Электростали Алехин — с другой. Этот документ был утвержден распоряжением губернатора области Бориса Громова.
И вот вдруг, четыре года спустя, в 2007-м, комиссия «Росприроднадзора» заявила о том, что лес был отчужден от федеральной собственности незаконно — для этого необходимо было специальное постановление правительства РФ. «В результате незаконных действий и решений должностных лиц, в том числе главы администрации Московской области Тяжлова, директора Ногинского лесхоза Минакова, руководителя Государственной лесной службы Рощупкина, государственного инспектора ГУПР МПР России по Московской области Зубаревой, губернатора МО Громова, принадлежащий федеральной собственности участок площадью 915,5 га был неправомерно включен в границы г. Электросталь», — заключила комиссия. В результате, по ее мнению, Российской Федерации был нанесен ущерб более 3 млрд рублей.
Однако перечисленные выше чиновники никакой ответственности не понесли, а крайней в этом деле стала почему-то главный лесничий Хмелевская. СКП объяснил это тем, что именно ее подпись стояла на последнем экземпляре акта передачи леса. Как выяснилось, в подписях на акте приема-передачи случайно перепутали инициалы замглавы администрации муниципального образования Электростали, документ пришлось переделывать, но директор лесхоза Минаков был в то время в отпуске, и поэтому за него расписалась главный лесничий.
О том, что в феврале этого года СКП возбудила в отношении нее уголовное дело, г-жа Хмелевская с удивлением узнала из СМИ. Сама она находилась в это время на лечении в санатории, а потом ее супруг узнал, что она к тому же объявлена в розыск. Хотя, как утверждала женщина, на допросы ее не вызывали и никаких обвинений не предъявляли.
Адвокат Хмелевской утверждает, что свою подпись на злополучном акте его подзащитная поставила совершенно правомерно. «Акт подписан Хмелевской в строгом соответствии с действующим на тот момент законом и на основании распоряжения «Рослесхоза». Никаких правовых последствий этот акт за собой не нес. Более того, утверждался он постановлением губернатора области после тщательной правовой экспертизы этого вопроса. И Хмелевская подписала акт, зная, что этот документ до нее уже подписывал Минаков, ее непосредственный руководитель. Оба экземпляра акта есть в материалах следствия. Почему под уголовное преследование попала именно она, по меньшей мере странно, — сказал г-н Закалюжный. — Хмелевская считает, что уголовное дело носит явно заказной характер и направлено на принудительное смещение с ключевых должностей ряда чиновников подразделений «Рослесхоза». Новый Лесной кодекс оставил леса, находящиеся на территории Москвы и области, в федеральной собственности. Видимо, кому-то выгодно поставить в «Рослесхоз», стерегущий госимущество, своих людей».
Адвокат поставил под сомнение и сам факт причинения ущерба государству в несколько миллиардов. «В чем выражается этот ущерб? Лес как стоял на своем месте, так и стоит. Его никто не вырубал, на его месте ничего не строили. Хотя Митволь с экранов телевизоров и утверждает обратное. И выгоду из него извлекали всегда одну и ту же, будь он в федеральной или муниципальной собственности, в нем просто гуляли и отдыхали местные жители», — сказал Закалюжный.
«Я считаю, что про Хмелевскую специально распространили ложную информацию о том, что она совершила преступление. Ее запугивают привлечением к уголовной ответственности только для того, чтобы она не давала показания, ведь следователям тоже очевидно, что, приди она к ним, и уголовное дело лопнет как мыльный пузырь. Но в ближайшее время она именно это и сделает», — заявил адвокат Закалюжный.
Источник: «Время новостей»