Доступ к телу
За мифические «круглые столы» с участием федеральных чиновников руководители более 170 крупных предприятий и вузов заплатили мошеннику 4 млн. рублей
В центральных СМИ недавно появилось прелюбопытнейшее сообщение. В Ростовской области был пойман «ревизор». Неоднократно судимый 29-летний Юрий Чебураков под видом проверяющего из Генеральной прокуратуры вымогал у местных милицейских чиновников крупные взятки якобы за выявленные нарушения в работе. И что самое интересное – ему платили. СМИ в один голос окрестили Чебуракова новым российским Хлестаковым. Впрочем, мошенники, маскирующиеся под представителей власти, сегодня весьма распространённое явление. А масштабы и схемы некоторых афер куда серьёзнее ростовской авантюры. Так, Главное следственное управление при ГУВД по г. Москве расследует сегодня уголовное дело в отношении основателя ООО «Центральное управление экономических реформ» Андрея Коршунова. Этот гражданин, выдавая себя за госчиновника, умудрился облапошить более 170 руководителей крупных государственных и коммерческих организаций. «Нашей Версии» стали известны эксклюзивные подробности этого, без всякого преувеличения, сенсационного уголовного дела.
28 февраля 2007 года у бюро пропусков Государственной думы собралась представительная толпа. Несколько десятков ректоров российских вузов более чем из 50 российских регионов приехали в Думу на «круглый стол», на котором вместе с высшими государственными чиновниками и депутатами планировали обсудить актуальные проблемы нацпроекта «Образование». Как значилось в красочных приглашениях с печатями и государственной символикой, «круглый стол» должен был пройти в Гербовом зале Государственной думы. Но на работников думского бюро пропусков эти документы не произвели никакого впечатления. «Никаких «круглых столов» на сегодня не запланировано! Разбирайтесь с организаторами», – говорили они гостям и давали от ворот поворот. Вскоре массовое недоумение гостей столицы переросло в недовольный ропот. Телефоны организаторов молчали, и тут кто-то из учёных мужей прокричал: «Коллеги, да нас кинули!» Спустя несколько часов участники «круглого стола» уже писали коллективное заявление о мошенничестве в здании УВД Центрального административного округа столицы…
– Информация о том, что в Госдуме будет проведён «круглый стол» по приоритетному национальному проекту «Образование», была разослана по вузам в январе 2007 года, – рассказывает «Нашей версии» следователь отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики и коррупции Главного следственного управления при ГУВД по г. Москве Александр Пономарёв. – Организатором «круглого стола» значилось некое Центральное управление экономических реформ во главе с Жуковым А.С. Подобные приглашения были отправлены в 60 вузов.
По словам следователя, помимо громкого названия пущей солидности Центральному управлению экономических реформ придавали сам за себя говорящий адрес: Старая площадь, дом 10, а также пестрящий триколорами и портретами высоких госчиновников интернет-сайт, пресс-релизы и программы. Но основной упор делался на то, что в «круглом столе» примут участие высокопоставленные чиновники из правительства, представители профильных комитетов Госдумы, Совета Федерации и так далее. «Уважаемый … Предлагаем Вам принять участие в работе «круглого стола», внести свои конструктивные предложения по изменению законодательной базы и концепций развития отрасли!» – такими словами заканчивались приглашения. И против них устоять было трудно.
– Я беседовал с несколькими десятками потерпевших по этому делу – ни один человек не сказал, что у него возникли хоть какие-то сомнения в том, что «круглый стол» будет проведён, – продолжает Александр Пономарёв. – Всё было сделано точно так, как и делается при организации подобных мероприятий. Кроме того, судя по содержанию документов и интернет-сайта управления, организаторы «круглого стола» хорошо владели предлагавшейся к обсуждению темой.
Но помимо «конструктивных предложений по реформированию отрасли» участники «круглого стола» должны были внести и материальный вклад в общее дело – 17 700 рублей организационных взносов с каждого участника. Впрочем, схема оплаты также не вызывала особых подозрений. После того как вузы подтверждали своё участие в «круглом столе», они по факсу или по электронной почте получали образцы договоров и копии платёжных поручений с реквизитами Центрального управления экономических реформ.
Но за два дня до проведения «круглого стола» произошёл форс-мажор. Трагический форс-мажор.
Когда ректоры и представители региональных вузов уже вовсю паковали чемоданы для поездки в Первопрестольную, в их приёмные начали приходить странные факсы за подписью и.о. руководителя Центрального управления экономических реформ Вельчука А.Ф.: «Сообщаем Вам, что в ночь с 24 на 25 февраля в г. Уфа, Респ. Башкортостан, в городской клинической больнице № 21 от многочисленных огнестрельных ранений скончался руководитель Центрального управления экономических реформ Александр Сергеевич Жуков. В связи с этим по решению оргкомитета заседание «круглого стола» переносится на март 2007 года. Точная дата проведения и обновлённая информация по участникам и докладчикам заседания «круглого стола» будут сообщены дополнительно по окончании итогового согласования Регламента в Министерстве образования и науки РФ». Кроме того, руководители Центрального управления сообщали, что в случае отказа от участия в «круглом столе» любой вуз может вернуть уже внесённые организационные взносы. К письму прилагались копии требований. Ректоры письмом прониклись – на факс и электронную почту Центрального управления экономических реформ обрушился целый шквал соболезнований в связи с кончиной господина Жукова. За что же убили руководителя столь солидной организации?
– Никакого гражданина Жукова в данной организации никогда не числилось, – рассказывает нам Алексей Пономарёв. – Кроме того, мы направляли отдельное поручение в Башкортостан, и информация о том, что в Уфе от огнестрельных ранений скончался Жуков А.С., не подтвердилась. Виртуальное убийство виртуального Жукова придумали для отвода глаз. Это была лишь часть схемы совершения преступления.
– Но ведь Центральное управление экономических реформ честно предложило вузам вернуть перечисленные деньги?
– Деньги вернуть было невозможно. Во-первых, об «убийстве» Жукова и переносе мероприятия, как можно догадаться, были извещены далеко не все вузы, иначе бы в Москву никто не приехал. Во-вторых, по адресу, куда предлагалось отправлять требования, никакого Управления экономических реформ не было. Требования или терялись, или возвращались отправителям. Уже тогда можно было понять, что это чистой воды мошенничество.
Кто же умудрился так эффектно обвести вокруг пальца ректоров ведущих, в том числе и юридических, вузов?
Следствию и оперативникам не составило особого труда выяснить, кто же на самом деле скрывался за организацией «круглого стола». Это было некое ООО «Центральное управление экономических реформ», где учредителем, генеральным директором и главным бухгалтером значился один-единственный персонаж – гражданин Коршунов А.Н. Но как только следователи подняли всю историю этой фирмы с громким названием, они были немало удивлены. Оказывается, несостоявшийся «круглый стол» был далеко не единственным проектом загадочного ООО.
– По такой же схеме данная структура начиная с декабря 2006 года «организовала» ещё три «круглых стола». Это были заседания по игорному бизнесу, интеллектуальному пиратству, спорту и бизнесу, – рассказывает Александр Пономарёв. – Они якобы должны были пройти в том же Гербовом зале Госдумы и библиотеке Президент-отеля. О том, что всё это фикция, участники узнавали лишь на месте проведения мероприятий. При мошенничестве применялись те же трюки с расстрелянными генеральными директорами и т.п. После того как взносы участников поступали на счёт ООО, Коршунов их обналичивал и тратил по своему усмотрению.
Ещё более серьёзные результаты принесла проверка личности гражданина Коршунова. Как оказалось, ООО «Центральное управление экономических реформ» далеко не единственная его фирма. В начале 2006 года он зарегистрировал на себя другую организацию со схожим названием: ООО «Центральная служба по развитию регионов». Как оказалось, и эта организация специализировалась на проведении «круглых столов». Темы были не менее животрепещущими: государственное регулирование услуг связи, внесение поправок в новый пакет законопроектов по электроэнергетике. И здесь, как позже покажут потерпевшие, их банально кидали. И опять главной наживкой, на которую покупались потерпевшие, было заявленное участие в липовых «круглых столах» представителей власти.
– С каждой аферой Коршунов совершенствовался и учитывал свои ошибки, – продолжает Александр Пономарёв – например, он ввёл гибкую систему тарифов и услуг на участие в «круглых столах». Если вы просто присылали своего представителя, была одна цена. Если, например, желали разместить на мероприятии стенды или буклеты, это уже стоило дороже. Кроме того, существовал некий спонсорский пакет. Самый крупный «тариф» за участие в липовых «круглых столах» превышал 100 тыс. рублей. При этом люди были готовы платить любые деньги за возможность пообщаться с чиновниками, которые определяют судьбу их отрасли.
– Почему же за всё это время никто, кроме ректоров вузов, так и не обратился в правоохранительные органы? – поинтересовались мы у следователя.
– Коршунов просчитался. До этого схема мошенничества была рассчитана в основном на коммерческие организации, которые попросту не хотели ввязываться в волокиту. Суммы ведь для них были несущественными. С вузами всё оказалось сложнее: это государственные учреждения и там каждая копейка подотчётна. К тому же ректоры заняли принципиальную позицию.
Кто же такой этот гражданин Коршунов? Злой гений или просто пешка в чужой игре?
«Да не мог он это всё организовать! Это мог сделать только человек из нашей системы. Откуда ему знать все нюансы?!» – как заговорённые, повторяли «кинутые» ректоры, банкиры и связисты после того, как узнавали от следователя о личности главного подозреваемого.
– Честно говоря, когда в начале расследования мы изучали и анализировали документы, мы и сами сомневались в том, что Коршунов мог в одиночку организовать такое, – говорит Александр Пономарёв. – Но за 15 месяцев следствием и оперативными подразделениями была проведена большая работа по сбору доказательств. Кроме того, был проведён ряд экспертиз. Так, например, доказано, что все документы были подделаны именно рукой Коршунова.
Надо сказать, что рассказ следователя о главном фигуранте дела автор этой заметки слушал с открытым ртом.
Оказывается, ректоров вузов, банкиров и руководителей крупных предприятий собирал на мифические «круглые столы»… простой 24-летний житель Подмосковья с неполным средним образованием. Но, несмотря на молодой возраст, человек он был, как говорится, интересной судьбы. В раннем детстве Коршунов остался круглым сиротой и был взят на воспитание приёмными родителями. Воспитание, правда, шло с трудом – Коршунов регулярно прогуливал школу, пристрастился к сигаретам и алкоголю. По данным следствия, Коршунов неоднократно фигурировал в уголовных делах по кражам, но всякий раз выходил сухим из воды: следствие не могло собрать доказательства его причастности к преступлениям. После 9-го класса Коршунов решил продолжить обучение в ПТУ, но обучение ремёслам вскоре бросил и начал приторговывать компьютерной техникой. А спустя несколько месяцев нашего героя забрали в армию, в погранвойска на Дальний Восток. «Из армии его выгнали, – рассказывает следователь Александр Пономарёв, – формально уволили из-за психических отклонений. Там он организовал бизнес по торговле цветными металлами. Даже умудрился продать бронзовый памятник пограничнику с собакой, который стоял на плацу. Мы, кстати, проводили амбулаторное психиатрическое обследование обвиняемого, Коршунов абсолютно вменяем».
Где же Коршунову удалось получить необходимые навыки в организации «круглых столов»? Как выяснило следствие, после армии Коршунов около года работал чернорабочим в структуре, в том числе занимавшейся организацией подобных мероприятий. Грузил книги, стенды, буклеты. Кроме того, несколько месяцев талантливому авантюристу довелось поработать помощником депутата Московской городской думы. Знание технологий проведения «круглых столов», а также особенностей функционирования бюрократического аппарата и стало основой «успеха» Коршунова. Но одно дело технологии, и совсем другое дело, что письма и пресс-релизы были действительно написаны с глубоким знанием темы «круглых столов». Где и когда недоучившийся пэтэушник смог «наблатыкаться» в сфере тех же связи, образования, энергетики? Да и с точки зрения правописания и делопроизводства все эти документы были безупречны…
– С письмами и пресс-релизами как раз ничего сложного не было, – продолжает Александр Пономарёв. – Как я уже говорил, Коршунов хорошо разбирался в особенностях функционирования бюрократического аппарата. Перед тем как приступить к организации очередного преступления, от имени своей организации он направлял запросы во всевозможные инстанции с просьбой дать экспертную оценку темы «круглого стола». И инстанции были обязаны ответить. Кто-то просто отписывался, а кто-то действительно давал обширные экспертные заключения. Коршунов их умело компилировал и превращал в приглашения и пресс-релизы. Часть информации он брал из Интернета.
Как выяснило следствие, за год кипучей деятельности Коршунову удалось заработать на лохах руководителях около 4 млн. рублей. Издержки производства были минимальными: офис Центрального управления экономических реформ кочевал по съёмным квартирам, а весь персонал состоял из двух девушек-телефонисток и одного курьера. Кстати, даже уже когда против Коршунова было возбуждено уголовное дело, он умудрился провести ещё два «круглых стола». На этот раз, правда, он хотел не столько заработать, сколько доказать, что занимается вполне законной деятельностью. «Круглые столы» проводились по темам нацпроекта «Образование» и вопросам ужесточения требований к банкам. И, что самое интересное, они действительно прошли. Правда, 90% участников покинули мероприятия спустя несколько минут после их открытия. Никто из заявленных государственных чиновников на «круглые столы» не пришёл.
– Коршунов – очень интересная личность, – резюмирует нашу беседу следователь Александр Пономарёв. – Есть такой особый психотип людей, это мошенники от Бога, как Остап Бендер. Такие люди не могут жить, не обманывая других. Это для них драйв, цель и смысл жизни. Сам Коршунов гордится тем, что он сделал. Это целиком и полностью его детище.
Правда, за свой криминальный креатив Коршунову всё-таки придётся заплатить серьёзную цену. Ему предъявлено обвинение по статье 159 ч. 4 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Максимальный срок наказания – 10 лет лишения свободы…
Сколько таких Хлестаковых ходит сегодня по кабинетам предпринимателей и чиновников, сказать сложно. Ведь причастность или близость тех или иных граждан к власти давно превратилась в ходовой товар. Взять те же фирмы и фирмочки, занимающиеся «ускорением» всяких бюрократических процедур, будь-то продление временной регистрации для гастарбайтеров или получение разрешения на строительство крупного торгового центра. Причём под видом людей, якобы вхожих в любые двери, зачастую скрываются мошенники.
Впрочем, причина нынешнего разгула хлестаковщины кроется не только в чудовищной бюрократической волоките по многим, даже незначительным вопросам. Российские чиновники, несмотря на все попытки ликвидации административных барьеров, по-прежнему обладают слишком большой властью. Поэтому чиновников боятся, а значит, пространство для манёвра у современных «ревизоров» по-прежнему велико.
Источник: Версия