Челябинский халифат
Экстремисты из «Хизб ут-Тахрир» окапываются в подбрюшье России
Российские спецслужбы то и дело сообщают об уничтожении очередной банды боевиков в южных регионах страны. Однако не успевает ФСБ прикрыть одну нелегальную исламистскую организацию, как на её месте появляется новая. В последнее время отчётливо проявилась ещё одна чрезвычайно опасная тенденция: панисламистские террористические группировки перебазируются в другие регионы России, в том числе на Южный Урал. По мнению экспертов, спонсоры международного терроризма не постоят за ценой, для того чтобы экстремисты смогли основательно окопаться в российском подбрюшье. И тогда сдерживать террор придётся не только на Кавказе, но и на вполне благополучном Южном Урале.
Международные террористические организации исламистского толка и раньше обращали свои взоры на Россию: в 90-е они активно работали в Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Дагестане. Пробовали работать и в Поволжье, но местные мусульмане (а если точнее, их духовные лидеры) экстремистских взглядов в массе своей не разделяли и всячески противодействовали распространению чуждой идеологии. И сегодня в Татарстане и Башкирии сторонников у фанатиков из «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» ничтожно мало.
Пять лет назад организация «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (Партия исламского освобождения) решением Верховного суда России была признана экстремистcкой и включена в список запрещённых террористических группировок, так как она ставила своей целью устранение неисламских правительств и установление исламского правления в мировом масштабе путём создания Всемирного исламского халифата. Основные формы деятельности этой организации – пропаганда ислама, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям, и целенаправленная работа по углублению раскола в рядах самих мусульман. Не чураются в организации и силовых акций: в мае 2007 года сотрудниками ФСБ было раскрыто покушение на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко, готовившееся активистами из «Хизб ут-Тахрир».
Изгнанные с берегов Волги радикалы-исламисты быстро сообразили, что в Поволжье им ничего не светит, и обратили взоры на Южный Урал. И немудрено: в той же Челябинской области проживает немало мусульман, значительно слабее организованных, нежели в поволжских республиках и областях. Привить им чуждую идеологию при известной финансовой подпитке можно значительно проще, нежели мусульманам Казани и Уфы. Пик активности «Хизб ут-Тахрир» и «Исламского движения Узбекистана» на Урале пришёлся на 2005 год. По словам главы ФСБ Николая Патрушева, тогдашняя попытка экспансии окончилась для экстремистов полным провалом и ликвидацией: было выявлено 80 активных членов этих организаций.
Мало кто знает, что идея внедрения «Хизб ут-Тахрир» на Южном Урале принадлежит лидеру крымской ячейки этой экстремистской организации Абдуселяму Селяметову. Несколько лет назад Селяметов официально зарегистрировал в Автономной Республике Крым исламскую общину «Давет», которая, особенно не скрываясь, прятала в больницах и санаториях полуострова раненых чеченских боевиков, снабжала их деньгами и оружием. При этом «Давет» считался официальной ячейкой «Хизб ут-Тахрир» в Крыму и на Украине, а со временем Селяметов объявил о том, что планирует распространить деятельность «Давет» и на Россию.
Деятельность «Хизб ут-Тахрир» в Российской Федерации находится под запретом, а от лица религиозной общины «Давет» можно выступать вполне легально. В 2004 году Селяметов несколько раз выезжал в Челябинск и Курган, где и успел заметно наследить. Теперь он снова обретается в Крыму, но, по его же словам, продолжает появляться в городах и весях Южного Урала.
Со слов Селяметова, структура организации такова, что не всегда один руководитель «халка» (ячейки из пяти человек) знает руководителя другого «халка» – таковы правила конспирации. Знакомятся они лишь во время проведения той или иной совместной акции. При этом каждый рядовой член «халка» может стать руководителем новой мини-структуры, если завербует пятерых сторонников. Чаще всего вербуют друзей и родственников, но «халки» активно работают и в студенческих общежитиях, и на рынках, так что плодятся «пятёрки» в геометрической прогрессии: за каждый новый «халк» его создатель получает премию.
Селяметов рассказывал, что изначально он планировал распространить деятельность «Давета» не только на Южный Урал, но и дальше, в Сибирь. Для этого он установил контакт с братьями Давранбеком и Долимбеком Гуломовыми, уроженцами Узбекистана, занимавшимися у себя на родине распространением идей создания Великого исламского халифата. Братья успели достаточно наследить у себя дома, в Нарынском районе Наманганской области: Долимбек со дня на день ожидал ареста (его обвиняли в содействии приобретению огнестрельного оружия), а Давранбек находился под подпиской о невыезде по делу о торговле наркотиками. Так что долго их уговаривать переехать из Узбекистана в Россию не пришлось: Гуломовы перебрались в Красноярск и к середине 2006 года создали там региональную ячейку «Давета». А в сентябре того же года власти Узбекистана объявили братьев в международный розыск. Взяли Гуломовых сотрудники УФСБ по Красноярскому краю в ноябре того же года, тогда же их и этапировали на родину. В ходе следствия выяснилось, что братья Гуломовы за полгода деятельности успели завербовать в Красноярске 60 человек, личности завербованных установлены, но сами они обратились в бега.
Абдуселям Селяметов пробовал наводить мосты самостоятельно, но для этого ему не хватало средств. Но шло время, и ему, по всей видимости, удалось убедить потенциальных спонсоров в серьёзности своих намерений. В прошлом году в Крым к Селяметову зачастили эмиссары из Саудовской Аравии. По некоторым данным, с очередным гостем лидер «Давета» встречался примерно раз в неделю. Офицеры службы безопасности Украины, отслеживавшие процесс общения духовного лидера с эмиссарами, утверждают, что Селяметову передавались крупные суммы денег: каждый из визитёров оставлял примерно 10–15 тыс. долларов. Если верить тем же офицерам СБУ, в Крыму Селяметов не истратил ни цента: все полученные средства перетекли на Южный Урал. Теперь остаётся только гадать, куда их потратили приспешники «Хизб ут-Тахрир». Если воспользоваться нехитрыми математическими действиями, то выходит, что ежемесячных передач от эмиссаров из ОАЭ (примерно 50 тыс. долларов) должно хватать на создание 100 новых «халков». А это 5 тыс. новых адептов экстремистских идей в месяц! Есть над чем призадуматься.
Сегодня, по мнению ректора Института теологии и религиоведения имени Мамма-Дибири ар-Рочи Максуда Садикова, бороться с экстремистскими течениями внутри ислама необходимо не только с помощью спецслужб: «Совет ректоров исламских вузов России в настоящее время готовится подписать соглашение о сотрудничестве, которое позволит выработать единую концепцию образовательного процесса в российских исламских вузах. А это, в свою очередь, поставит надёжный заслон на пути эмиссаров «Хизб ут-Тахрир» и аналогичных структур. Различные экстремистские идеологии живут и внедряются там, где нет нормального религиозного образования, поэтому наша задача – сформировать в России нормальную систему воспитания, формирования потенциала исламских кадров». По словам Садикова, принятие соглашения важно ещё и потому, что поможет оградить от воздействия экстремистов самую идеологически слабую группу – молодёжь, и в особенности мусульманское студенчество.
А тем временем Абдуселям Селяметов уже побывал в Тюмени, Новосибирске и Иркутске. Он утверждает, что пришла пора создания новой организации взамен «засвеченного» «Давета». И эта структура, по замыслу Селяметова, протянет щупальца уже и в Казахстан, Киргизию и Азербайджан. В этих странах деятельность «Хизб ут-Тахрир» также находится под запретом, а в Киргизии за членство в этой экстремистской организации даже расстреливают (последняя казнь членов «Хизб ут-Тахрир» датирована октябрём 2006 года). Но саудовские эмиссары платят немалые деньги, а внимание властей всегда можно отвлечь, в очередной раз сменив «вывеску».
«Если воспользоваться нехитрыми математическими действиями, то выходит, что ежемесячных передач от эмиссаров из ОАЭ (примерно 50 тыс. долларов) должно хватать на создание 100 новых «халков». А это 5 тыс. новых адептов экстремистских идей в месяц!»
Источник: «Версия»