Следователи против прокуроров
В силовых структурах продолжается полемика по вопросу создания российского аналога ФБР
В силовых структурах продолжается полемика по вопросу создания российского аналога ФБР – Федеральной службы расследований (ФСР). Вчера один из вероятных претендентов на пост руководителя ФСР, начальник Следственного комитета при МВД РФ Алексей Аничин подверг критике идею создания единой службы. В свою очередь, заместитель генпрокурора РФ Александр Гуцан заявил о своей поддержке этого намерения.
О создании новой службы, в состав которой могут войти следственные подразделения при прокуратуре, МВД, Госнаркоконтроле и ФСБ, заговорили не так давно, и почти сразу в СМИ просочилась информация о том, что соответствующее решение уже принято и ФСР появится осенью этого года.
На роль руководителя новой структуры эксперты прочили начальника Следственного комитета при МВД Алексея Аничина и председателя Следственного комитета при прокуратуре Александра Бастрыкина.
Однако, выступая вчера перед журналистами, Алексей Аничин заявил, что ему пока неизвестно ни о каких решениях относительно создания единого следственного органа. «Я ничего не слышал о том, в каком виде он будет создан и в какие сроки», – сказал Аничин. В то же время он заметил, что механическое объединение существующих следственных подразделений эффективности им не прибавит, «более того, на год-полтора следственная работа будет если не парализована, то в значительной степени снижена». Главу СК МВД вполне устраивает действующая система, при которой за каждым следственным комитетом закреплены определенные статьи Уголовного кодекса.
Каждому россиянину обещают собственный дом в недалекой перспективеСегодня за следственными комитетами при МВД и при прокуратуре закреплено приблизительно по 100 статей УК. Чуть меньше приходится на следственные органы ФСБ и Госнаркоконтроля. По мнению Аничина, когда за конкретным ведомством закреплена определенная категория преступлений, то это ведомство целиком работает на конечный результат, поэтому оперативную работу должны проводить те же органы, что и проводят следственную. «У следователей МВД, ФСБ и Госнаркоконтроля должна быть сохранена связь с оперативно-разыскными службами, – уверен глава СК МВД. – Создание же следственного комитета приведет к распылению этих функций между ведомствами». Основания для реорганизации, по мнению Аничина, есть – «необходимо сокращать сроки расследования и затраты по материальным и людским ресурсам. Но создание единого СК этой задачи не решит».
Скептически оценил перспективу объединения следственных органов и первый заместитель генпрокурора РФ Юрия Чайки, глава СКП Александр Бастрыкин. «Эта идея не представляется мне конструктивной. Больше – это не значит лучше», – заявил на прошлой неделе глава СКП. По его мнению, создание единого следственного комитета осложнит и работу следователей, и управление новой структурой. Он также указал на материальную сторону вопроса. Зарплата следователей прокуратуры в два раза больше, чем у следователей МВД и Госнаркоконтроля. «В случае создания единого ведомства нужны дополнительные средства для того, чтобы уравнять их в зарплате», – считает Бастрыкин. О разнице в зарплате говорил вчера и Алексей Аничин. По его словам, СК МВД за последнее время потерял несколько тысяч квалифицированных сотрудников, которые перешли в ведомство Бастрыкина.
О поддержке идеи создания единого следственного органа неоднократно заявлял Юрий Чайка. «Я был и остаюсь сторонником единого следственного комитета, – сказал он, выступая на прошлой неделе в Совете Федерации. – Создание Следственного комитета при прокуратуре РФ мы считаем первым шагом в этом направлении. На мой взгляд, новый орган должен быть эффективным».
Своего шефа и идею создания ФСР поддержал вчера заместитель генпрокурора по Северо-Западному округу Александр Гуцан. «Отношение у меня к новой службе положительное, – заявил журналистам Гуцан. – Проблем в комплектовании и количестве сотрудников из разных ведомств я не вижу». При этом он подчеркнул, что главным спорным вопросом при создании нового ведомства может стать размер полномочий следователя новой службы. По его мнению, «необходимо соблюсти баланс полномочий следствия и прокуратуры».
Пока обостряются внутренние распри в Следственном комитете, Дума продолжает законодательную накачку мускулатуры этого нового правоохранительного ведомства. Как уже писала «НГ» (см. номер от 08.02.08), на Охотный Ряд внесен законопроект, предполагающий расширение полномочий именно руководителей следственных комитетов всех уровней. Предполагается, что они должны получить такие же полномочия, как и обычные следователи. То есть вместо руководства последними начальники решили сами заняться оперативной и аналитической работой. Еще при внесении данного законопроекта многие думцы высказали предположение о высокой потенциальной коррупционности этих поправок в Уголовно-процессуальный кодекс. Даже руководство профильного думского комитета по безопасности было несколько шокировано тем, что следователей и их начальников собираются зачислить в категорию неприкосновенных чиновников, в которую сейчас входят, например, парламентарии, судьи, прокуроры, аудиторы Счетной палаты и бывшие президенты страны. Однако вчера законопроект был принят думским большинством в первом чтении.
Сторонники прокуратуры напрасно требовали в качестве компенсации усилить полномочия этого ведомства, к примеру, вернув прокурорам надзор за следствием. Между тем, как заявил корреспонденту «НГ» один из давних думских противников выделения Следственного комитета в самостоятельную структуру, «мы тут еще только законы обсуждаем, а они там уже потирают руки, заводят загодя уголовные дела и уже рассчитали, с кого сколько смогут содрать».
Источник: НГ