Наследственные действия
Активы Бадри Патаркацишвили подверглись атаке сводного брата
Вчера стало известно о том, что контрольный пакет акций телекомпании «Имеди» перешел под контроль родственника Бадри Патаркацишвили лорда Джозефа Кея (эмигрировавший в США уроженец Грузии Иосиф Какалашвили). Используя доверенность, якобы выданную господином Патаркацишвили и действующую после его смерти, господин Кей и его юристы пытались получить и другие активы покойного олигарха. Вдова господина Патаркацишвили Инна Гудавадзе обвинила господина Кея в подделке документов и мошенничестве, обратившись через адвокатов к руководству стран, где у ее мужа была собственность. В результате в Белоруссии был арестован адвокат господина Кея Эммануил Зельцер.
О сделке, в соответствии с которой контроль над 75% акций «Имеди» получил Джозеф Кей, двоюродный брат господина Патаркацишвили по материнской линии (часть акций компании находится в управлении News Corp Руперта Мердока), стало известно в минувшую субботу. Прилетевший в Тбилиси Джозеф Кей заявил журналистам, что приобрел акции компании у бизнесмена Георгия Джаошвили — доверенного лица скончавшегося в Лондоне Бадри Патаркацишвили. Именно на фирму господина Джаошвили I-media был оформлен контрольный пакет «Имеди» после того, как грузинские власти объявили реального владельца телекомпании Бадри Патаркацишвили в розыск за подготовку госпереворота. Джозеф Кей сказал, что сделка была вполне законной и что он заплатил за компанию крупную сумму денег. Сколько именно, предпочел не уточнять. По другим данным, речь шла о своеобразном обмене: за акции «Имеди» он якобы отдал свои доли в других предприятиях. Согласно заявлению господина Кея, «телекомпания выйдет в эфир и будет такой, какой была до перехода Бадри Патаркацишвили в политику». В субботу же господин Кей провел встречу с менеджерами «Имеди», в ходе которой оговаривались детали возобновления вещания телекомпании, прерванного в конце декабря после скандала с обвинениями в адрес господина Патаркацишвили. Гендиректор «Имеди» Бидзина Бараташвили рассказал «Ъ», что во встрече с Джозефом Кеем участвовал и представитель News Corp Льюис Робертсон. «Это была лишь ознакомительная встреча,— сообщил господин Бараташвили.— Никаких документов о владении «Имеди» мы пока не видели. По всей видимости, состоится еще одна встреча на будущей неделе, и тогда многое прояснится».
Следует отметить, что если «Имеди» не выйдет в эфир до 26 марта, то комиссия по регулированию коммуникаций может лишить ее лицензии, поскольку, согласно грузинским законам, телекомпания не имеет права прерывать вещание на срок более трех месяцев. Именно такого исхода и опасается грузинская оппозиция, единственным каналом которой была «Имеди». В оппозиции считают, что если после перехода телеканала к Джозефу Кею «Имеди» не закроют, то она станет подконтрольным государству телеканалом. Как сообщил «Ъ» бывший госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава, сегодня в Тбилиси состоится массовая акция протеста «против попытки властей прибрать к рукам телекомпанию «Имеди»».
В свою очередь, вдова господина Патаркацишвили Инна Гудавадзе обвинила Джозефа Кея и его юристов в мошенничестве и подделке документов. «Джозеф Кей и его адвокат Эммануил Зельцер появились в доме Бадри на третий день после его смерти,— рассказал «Ъ» близкий друг и деловой партнер господина Патаркацишвили Борис Березовский.— Они предъявили ксерокопию завещания, якобы составленного Бадри 14 ноября 2007 года, нотариально заверенную их дружком Аликом Фишкиным. Исходя из ксерокопии этого завещания, Бадри передавал все свои активы Кею, который должен был «управлять ими при жизни и после моей смерти». Но все дело в том, что в тот день, 14 ноября 2007 года, и это уже подтверждено следственным путем, Бадри Патаркацишвили никаких завещаний в конторе Зельцера не писал — весь день он принимал гостей и лег спать в час ночи».
Кроме того, как рассказали Ъ представители семьи господина Патаркацишвили, у Джозефа Кея была доверенность, датированная 14 декабря 2006 года. Согласно документу, он также получал в управление все активы Бадри Патаркацишвили после его смерти. В свою очередь, господин Кей выдал доверенность на проведение сделок с активами юристу Зельцеру. Узнав об этом, вдова Бадри Патаркацишвили через бывшего генпрокурора Великобритании лорда Голдсмита разослала письма с предупреждениями о мошеннических действиях Джозефа Кея, Эммануила Зельцера и адвоката-нотариуса Алика Фишкина в адрес правительств нескольких стран, включая США, Великобританию, Грузию и Белоруссию. «Джозеф Кей и Эммануил Зельцер выдают себя за представителей Бадри Патаркацишвили, обладающих правами на его имущество,— сообщалось, в частности, в письме, отправленном господином Голдсмитом 18 марта премьер-министру Грузии Ладо Гургенидзе.— Эти люди представляют поддельные подписи под завещанием господина Патаркацишвили и другими документами». Господин Голдсмит предупредил премьера, что он и другие адвокаты семьи Бадри Патаркацишвили будут «оспаривать» любые действия господ Кея и Зельцера.
Однако письмо в Грузию запоздало. Как стало известно Ъ, переоформление «Имеди» на Джозефа Кея было проведено еще в феврале этого года, для чего как раз использовалась якобы выданная на него господином Патаркацишвили доверенность на управление активами. Как утверждает господин Березовский, «арестованные активы телекомпании были разморожены всего за час, тогда как другие активы Бадри в Грузии до сих пор остаются замороженными». Следует отметить, что члены семьи господина Патаркацишвили пытались разрешить ситуацию с властями Грузии. В частности, говорят, что Инна Гудавадзе встречалась с председателем парламента Нино Бурджанадзе, но безуспешно. Госпожа Бурджанадзе заявила, что «это семейный спор и власти не имеют право в него вмешиваться».
Власти Грузии категорически отрицают и какую-либо причастность к переоформлению «Имеди» на Джозефа Кея. «Это семейное дело, и властные структуры в него не вмешиваются. Есть суд, он в случае необходимости должен разрешить спор между субъектами. Мы же не имеем ни права, ни желания в это вмешиваться»,— заявил Ъ депутат от правящей партии Павле Кублашвили. Адвокаты семьи господина Патаркацишвили уже приступили к подготовке иска о признании сделки, связанной с «Имеди», ничтожной. Главный их аргумент сводится к тому, что доверенность на распоряжение имуществом, якобы выданная Бадри Патаркацишвили, согласно всем международным нормам, не может действовать после его смерти.
Интересно, что аналогичное письмо адвоката Голдсмита к властям Белоруссии послужило поводом для ареста адвоката Зельцера, который прибыл в эту страну 12 марта вместе со своим секретарем Владленой Функ (Ъ рассказывал об этом 19 марта). КГБ Белоруссии уже обвинил их в подделке документов и мошенничестве. По версии следствия, используя поддельное завещание, они пытались получить контроль над активами господина Патаркацишвили — предприятиями лесопереработки и машиностроения.
Бадри Патаркацишвили, по словам Бориса Березовского, обладал «постсоветской ментальностью» и излишне доверял людям, полагая, что всегда может взять их под контроль. Это же касалось и его брата Джозефа Кея. «Я всегда говорил Бадри, чтобы он подальше держался от него», — сказал господин Березовский.
Джозеф Кей и Алик Фишкин вчера не были доступны для комментариев. Их мобильные телефоны работали, но на оставленные на автоответчиках просьбы связаться с «Ъ» и прокомментировать ситуацию никто из них не откликнулся. В свою очередь, брат Эммануила Зельцера Марк заявил «Ъ», что «предъявленные брату и его секретарю обвинения абсурдны хотя бы потому, что у них с собой не было никаких деловых документов, в подделке которых можно было бы обвинить, — только ноутбуки».
В феврале 2006 года Борис Березовский объявил, что Бадри Патаркацишвили выкупит у него все активы в совместном бизнесе. Политэмигрант объяснил свое решение стремлением «снять политические риски с бизнеса Бадри». После этого господин Патаркацишвили стал контролировать среди прочего 100% издательского дома «Коммерсантъ» (продал его в августе того же года). Среди других активов бизнесмена был инвестфонд Bary Discovered Partners, владеющий корпорацией Georgian Glass and Mineral Waters (производитель минеральной воды «Боржоми»), и ряд предприятий пищевой промышленности в Грузии и Сербии. Бадри Патаркацишвили также владел контрольным пакетом акций грузинского медиахолдинга «Имеди», акциями телекомпаний «Мзе» и «Первое стерео». Ему принадлежало 49,9% грузинского сотового оператора Magticom. Среди других активов господина Патаркацишвили были пакеты акций футбольного и баскетбольного клубов «Динамо» (Тбилиси) и доля в бразильском футбольном клубе «Коринтианс».
Источник: «Коммерсант»