Сидячий сбор подписей за Касьянова
Реальная подпись в поддержку кандидата в президенты стоит доллар, нарисованная – рубль. Основную массу подписей сторонникам кандидатов пришлось рисовать
_lord_, 08.01.2008: Сидячий сбор подписей за Касьянова на проспекте Мира. Люди из машины на моих глазах ни разу не вышли. Что-то я сомневаюсь, что у нас есть много настолько политически активных людей, что они полезут САМИ в незнакомую машину к незнакомым людям подписи ставить
В России подходит к концу кампания по сбору подписей в поддержку двух кандидатов-самовыдвиженцев на пост президента РФ. 16 января лидер Народно-демократического союза Михаил Касьянов и глава Демпартии Андрей Богданов должны будут сдать в ЦИК по 2 млн. подписей избирателей в свою поддержку.
Сбор подписей совпал по срокам с продолжительными новогодними каникулами и сильными заморозками, которые наблюдаются на территории практически всей страны. Но и без этих усложняющих задачу условий собрать 2 млн. автографов малореальная задача, говорят компетентные эксперты.
«Чтобы подстраховаться, подписей нужно собрать в полтора раза больше заявленной нормы, то есть три миллиона с учетом брака. Между тем, все, кто хоть раз этим занимался, знают, что реально в указанные сроки можно собрать едва ли десятую часть от заявленного количества – тысяч двести максимум», – заявил корреспонденту РИА «Новый Регион» один из уральских политтехнологов.
Как передает корреспондент РИА «Новый Регион» в Екатеринбурге, накануне из столицы Урала в Москву было отправлено семь тысяч подписей сторонников Касьянова и его партии Народный демократический союз (НДС).
Как рассказал «Новому Региону» источник, близкий к руководству свердловского отделения НДС, реальное количество жителей региона, которые поставили свои автографы на подписных листах в поддержку экс-премьера, составило около тысячи человек. Остальные шесть тысяч подписей были сфальсифицированы, утверждает источник: «Изначально для свердловского НДС ставилась задача собрать более 52 тысяч подписей в поддержку Касьянова на президентских выборах. Однако, практически сразу, как только приступили к сбору, стало ясно, что это нереально. В Екатеринбурге собрали всего 350 подписей, еще чуть более 500 подписей по Свердловской области.
Ситуацию не спасли даже неплохие гонорары для сборщиков подписей. «Такса – одна подпись – 25 рублей. То есть один доллар. Если собрал 100 подписей, то считай 100 долларов в кармане, но и это не помогло. Ребятам пришлось брать базы и «рисовать» несуществующих сторонников Касьянова. Весь этот блеф и отправили в Москву», – говорит источник.
Корреспондент РИА «Новый Регион» в Челябинске передает, что на Южном Урале активно собирались подписи в поддержку лидера ДПР Андрея Богданова. По разнарядке из Москвы в регионе нужно было собрать не менее 10 тысяч автографов избирателей. Однако уже в первые дни с момента старта кампании стало понятно, что это нереально. В итоге в течение всех зимних каникул подписи в поддержку Андрея Богданова рисовала группа «одаренных студентов». Любопытно, что челябинские расценки оказались чуть ниже екатеринбургских – реальная подпись избирателя здесь стоит 20 рублей, «нарисованная» – рубль.
* * *
Подписи закончились. Самовыдвиженцы в президенты оказались в тупике
Всего через неделю должен окончательно определиться список кандидатов в президенты страны. Последними в уходящий поезд пытаются запрыгнуть Михаил Касьянов и Андрей Богданов. Каждому из них для сбора 2 миллионов подписей в свою поддержку, как считают наблюдатели, нужно потратить от 4 до 8 миллионов долларов. Но, по мнению политтехнологов, даже вбухав такие серьезные суммы, кандидаты-самовыдвиженцы не гарантируют себя от провала еще на этой, «вступительной» стадии выборной кампании.
Напомним, что в отличие от кандидатов от партий, прошедших в парламент, остальным претендентам на высший государственный пост необходимо сдать в ЦИК не менее 2 миллионов подписей избирателей в свою поддержку.
Наблюдатели скептически замечают, что собрать два миллиона подписей за кандидатов, не пользующихся поддержкой людей или попросту неизвестных, нереально. Напомним, что Демократическая партия России, лидером которой является Андрей Богданов, на последних парламентских выборах набрала 0,1 процента голосов, а Российский народно-демократический союз Михаила Касьянова вообще не принимал участия в выборах, поскольку не смог зарегистрироваться в качестве партии.
Тем не менее штабы кандидатов рапортуют об успехах в нелегком деле сбора подписей. Председатель исполкома Демократической партии России Вячеслав Смирнов сообщил журналистам, что в поддержку Андрея Богданова собрано уже около 2 миллионов подписей и «сейчас отфильтровывается брак». А советник Михаила Касьянова Елена Дикун уверяет, что за лидера РНДС подписались уже 1,7 миллиона россиян и «через неделю будет 2,4 миллиона подписей».
Но эти оптимистичные рапорты не вызывают доверия у политологов и политтехнологов.
Так, сотрудник Института региональных проблем Марина Коркман, принимавшая участие в десятках избирательных кампаний по всей стране, считает, что «по-честному» этим кандидатам собрать 2 миллиона подписей крайне сложно. «В некотором смысле это чисто техническая задача, но большинство граждан не станут ставить свою подпись за абы кого. Касьянова люди знают, но в массе своей не симпатизируют ему, Богданов — мужчина, приятный во всех отношениях, но он практически никому не известен». Кроме того, не в пользу двух «кандидатов-демократов» говорят и результаты последних выборов. «Если суммировать результаты всех демократических партий, за исключением «Яблока», призвавшего голосовать за Владимира Буковского, не зарегистрированного ЦИК, то мы получим максимум 800 000 убежденных сторонников на двоих упомянутых кандидатов, — говорит Коркман. — А этого явно недостаточно».
Политтехнолог считает, что остальные голоса — точнее, большую их часть — штабам кандидатов приходится «добирать», пользуясь услугами специалистов-сборщиков. Но и стоит эта услуга недешево. По различным оценкам, одна подпись на нынешних президентских выборах «стоит» от 30 до 50 рублей. Соответственно только услуги сборщиков обойдутся кандидатам в суммы от 60 до 100 миллионов рублей. Но подписей нужно собрать не 2 миллиона, а на всякий случай несколько больше. Плюс зарплаты бригадиров, плюс аренда офисов, плюс затраты на проверку подписей и их обязательное нотариальное заверение… «На круг», по оценкам специалистов, получается никак не меньше 120 миллионов рублей. Таких и даже близких к этим сумм нет на официальных избирательных счетах ни Михаила Касьянова, ни Андрея Богданова.
«Даже если эти деньги у кандидатов и есть, — продолжает Марина Коркман, — ну, допустим, они будут платиться «черным налом», что, конечно, нехорошо, — это не гарантирует, что подписи окажутся «качественными».
Под «качеством» подписей понимается их соответствие требованиям избирательного законодательства. «Очень редкие сборщики делают все правильно, — рассказывает Коркман. — Во-первых, есть серьезный соблазн взять какую-нибудь базу данных с паспортными данными и адресами граждан и по возможности аккуратно перенести ее в подписные листы. Подписи граждан при этом, естественно, подделываются — иногда прилично, но чаще крайне безыскусно. Это серьезное уголовное преступление, и я в своей практике сталкивалась с этим нечасто».
По опыту политтехнолога, гораздо более распространены непреднамеренные ошибки сборщиков. Например, когда один человек ставит подписи за всю семью, или неточно указан адрес, или инициалы вместо имени и отчества. Именно такой брак чаще всего является основанием для признания подписей недействительными. Если же недействительными оказывается 5 процентов подписей, аннулируются все.
«На качество подписей влияет очень много факторов — внимательность сборщиков и проверяющих, состав жилого фонда (не так-то просто проникнуть в подъезд с домофоном) и даже погода, — делится опытом политтехнолог. — Я, например, более чем уверена, что в нынешние морозы работа по сбору подписей почти замерла — кому хочется таскаться по улице в минус 25?»
Член Общественной палаты РФ, политолог Алексей Чадаев считает, что собрать 2 миллиона реальных подписей под силу только очень мощным и организованным структурам — таким, например, как КПРФ с ее дисциплинированными пенсионерами. «Я сильно сомневаюсь в наличии такой структуры в регионах у ДПР и я уверен в ее отсутствии у РНДС Михаила Касьянова, — говорит Чадаев. — Подписи, собранные, если так можно выразиться, профессионалами этого бизнеса, могут служить лишь подспорьем, но никак не быть основной частью. Думаю, заявления руководителей штабов кандидатов — это хорошая мина при плохой игре. Реально они такое количество подписей собрать не в состоянии».
Источники: «Новый регион», «Известия»