Историк, сотрудник Горбачев-фонда Анатолий Черняев: Горбачев не «сдавал» Германию

Историк, сотрудник Горбачев-фонда Анатолий Черняев: Горбачев не «сдавал» Германию

В «Известиях» (номер за 1 февраля с.г.) было опубликовано интервью с историком из Франции Катрин Дюранден «Горбачев побоялся всерьез говорить с Бушем о Германии». Речь в нем шла в том числе и о встрече Михаила Горбачева и Джорджа Буша-старшего на Мальте 2-3 декабря 1989 года. Бывший помощник президента СССР по международным делам Анатолий Черняев, входивший в состав нашей делегации, полагает: не все приведенные в материале факты и выводы соответствуют действительности. Уважая плюрализм мнений, приводим его точку зрения об этих переговорах.

Я присутствовал на всех встречах Буш-Горбачев. Даже на сугубо конфиденциальной, в присутствии только переводчиков. Там обсуждался только один вопрос: о Кубе и о позиции (и военной помощи) СССР и США сторонам в гражданской войне в Никарагуа.

Встреч было три: одна — упомянутая и две в составе делегаций плюс совместный завтрак и совместная пресс-конференция. Все это происходило не на военном корабле, как говорит Дюранден, а на пассажирском круизном теплоходе «Максим Горький», куда с большим трудом из-за шторма дважды перебирался Буш.

Приведу выдержку из интервью: «Основной упор — на тему прав человека. Там фигурировал бесконечный список лиц, которые хотели выехать из СССР, сидели в лагерях. Был даже список невест, безуспешно пытавшихся выйти замуж за иностранцев. И Буш говорил, настаивал, давил, не останавливаясь».

Не обсуждались «права человека» вообще. Был разговор о демократии (попутно!). И спор: Горбачев возразил против отождествления ее с западной демократией. Договорились считать демократию общей ценностью. Никаких списков нам не передавали — ни за столом переговоров, ни из рук в руки. На такой встрече, где решили покончить с «холодной войной», не считать больше свои страны противниками (это главное, историческое достижение Мальты), американский президент не опустился до мелочевки и такой настырности, о которой сказано в интервью.

Германский вопрос. Здесь ложь особого рода. Этот вопрос среди массы разных проблем, главным образом безопасности, разоружения, региональных конфликтов, занял по времени едва ли два-три процента. И споров никаких не было.

Было понимание, что ответственность двух сверхдержав состоит в том, чтобы разрешение германского вопроса, исторического для немцев и всего мира, не приняло разрушительного характера, не навредило начатому делу преодоления «холодной войны» и конфронтации. Договорились, что ни тот, ни другой не будут вмешиваться во внутренние германские дела. Буш даже произнес свою знаменитую фразу: «Я не собираюсь прыгать на стену» (Берлинская стена, кстати, уже была к тому времени разрушена. Буш намекал на поведение Рональда Рейгана, когда тот посетил Западный Берлин). «Да, — реагировал со смехом Горбачев, — это не дело президента — прыгать на стену».

Вот и все, что касалось германского вопроса. Тогда еще не шла речь ни об идее нейтрализации, ни о вхождении будущей Германии в НАТО и т.п. Это все относится к двусторонним и многосторонним переговорам в феврале-июне 1990 года.

Домыслы мадам Дюранден, будто Горбачев «запаниковал» и «сдал» Германию. Все, что происходило на Мальте, подробно записано, стенограммы хранятся в Горбачев-фонде. На эту тему есть статьи, в том числе большая моя статья в журнале «Новая и новейшая история», N 3 за 2001 год.

Ночевали американцы на своем фрегате, мы — на теплоходе. Никто с ними сепаратно не общался. На палубе это было бы заметно, а в каюты с американцами никто не уединялся, да и некогда было.

Источник: «Известия»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий