Девушка из города Васильевск
Что Сара Пэйлин знает о России
Кандидат в вице-президенты США от республиканцев — знатный специалист по России и едва ли не личный друг нашего самого известного миллиардера Романа Абрамовича? Участие в выборах губернатора бывшей «Русской Америки» породило целую волну слухов, которые взахлеб обсуждают политики, эксперты и просто досужие блогеры.
«Аляска находится рядом с Россией» — этот бесспорный географический факт стал одним из предвыборных «заклинаний» республиканцев, доказывающих: губернатор этого северного штата Сара Пэйлин разбирается в международных отношениях ничуть не хуже кандидата от демократов Барака Обамы. Примерно в одинаковых выражениях об этом говорили претендент на Овальный кабинет Джон Маккейн и его супруга Синди, настаивавшие: Пэйлин-де «понимает, насколько важно расположение штата».
От чартеров — к трубопроводам?
Раз Аляска на карте рядом с Чукоткой, то и ее губернатор — «спец» в глобальной политике. Такая незамысловатая логика вызвала у противников республиканцев в СМИ и в интернете безудержное веселье: предлагали, например, выдвинуть на какой-нибудь пост «до кучи» и губернатора Гавайев — а что, от них рукой подать до Китая, важнейшего, между прочим, внешнеполитического партнера. Тут уж и сам Обама не удержался от очередной шпильки в адрес Пэйлин: «Я тоже знал, что Аляска находится рядом с Россией. Я на карте это видел».
Кстати, предвыборному штабу республиканцев можно предложить и еще один аргумент в пользу осведомленности Пэйлин в российских делах: она выросла в аляскинском городе Василла, а потом была его мэром. Так вот, по одной из версий, наименование города имеет «русские корни»: его назвали в честь местного индейского вождя, чье имя происходило от русского «Василий». Наверное, в России город назывался бы просто «Васильевск». Следы бывшей «Русской Америки» вообще не так редки на Аляске — это не только названия городов, но и православные храмы, которые посещают индейцы, эскимосы и алеуты, чьи предки были крещены миссионерами из России. У некоторых из «коренных аляскинцев», кстати, вполне русские фамилии.
Так что география с историей республиканцев в кои-то веки не подвели. Но правильные ли они из них сделали выводы?
Соседские отношения между дальневосточными регионами России и бывшей «Русской Америкой» действительно развиваются. Так, в июле этого года впервые за несколько лет возобновились чартерные рейсы Владивосток-Петропавловск-Камчатский-Анкоридж.
И официальные контакты тоже осуществляются более-менее регулярно — иногда на весьма высоком уровне. Так, в феврале 2006 года — еще при предыдущем губернаторе Фрэнке Мурковски — на Аляске побывали тогдашние первый вице-премьер Сергей Иванов, полпред президента на Дальнем Востоке Камиль Исхаков и губернатор Чукотки Роман Абрамович. А не далее как 12 августа нынешнего года Пэйлин выступила перед участниками ежегодной конференции парламентариев Арктического региона, среди которых были и представители России.
Как рассказал «Известиям» директор Американо-Российского центра при университете Аляски в Анкоридже Рассел Хауэлл, несколько аляскинских компаний занимаются бизнесом в России. В основном, это «подрядчики в российских нефтяных проектах, а также в логистике и транспортных услугах, связанных с нефтяными и газовыми проектами».
Тоннель под Беринговым проливом
«Раньше существовали тесные связи между администрацией Аляски и региональными властями российского Дальнего Востока — в частности Сахалина, — продолжает Хауэлл. — Примерно 15-20 городов на Аляске имеют побратимов на Дальнем Востоке. Однако в последние шесть лет — сначала при администрации Мурковски, а потом и при Пэйлин — эти контакты существенно сократились».
Местные журналисты, освещающие работу Пэйлин на посту губернатора, согласны: ее главный интерес — вовсе не международная политика, а социальные вопросы и развитие природных ресурсов Аляски. Из иностранных официальных лиц, с которыми она встречалась, репортеры припоминают лишь премьер-министров канадских провинций Юкон и Британская Колумбия.
Говорят, что Пэйлин — друг бывшего губернатора Аляски Уолтера Хикела, ратовавшего за наращивание экономических связей между этим штатом и Сибирью. Именно Хикел был одним из активных сторонников нашумевшего проекта строительства тоннеля, связывающего Аляску и российский Дальний Восток. «Правда, я не слышал, чтобы Пэйлин занималась этим вопросом», — сказал «Известиям» один из аляскинских журналистов.
Между тем, по другим данным, Пэйлин была среди тех, кто поддержал строительство трансконтинентальной магистрали по маршруту Якутск — Магадан — Анадырь — Уэлен — Ном — Фербэнкс — Форт-Нельсон протяженностью около шести тысяч километров: четыре тысячи по российской территории и две — по американской. Эта магистраль включает 110-километровый тоннель под Беринговым проливом.
«Мультитранспортный коридор» совместит в себе, по замыслу разработчиков, железную дорогу, автомобильную магистраль, сверхмощную линию электропередачи, газо- и нефтепроводы, оптоволоконные линии связи. Год назад Пэйлин прислала официальное приветствие прошедшему в Москве форуму, посвященному строительству тоннеля.
Дойдут ли наши танки до Аляски?
Заняв «пост номер два» в Белом доме, нынешний губернатор Аляски сможет ускорить реализацию проекта. Если только не испугается страшной перспективы — атаки пришедших с Чукотки по тоннелю российских бронетанковых колонн. Кстати, в пятидесятые годы прошлого века наши танковые части действительно размещались на берегах Берингова пролива.
После своего выдвижения в вице-президенты Пэйлин вспомнила о России два раза: на недавнем съезде Республиканской партии в Сент-Поле и в интервью Эй-би-си.
На партийном форуме она заявила: Москва «использует энергию как оружие», поэтому Соединенным Штатам «следует добывать на своей территории больше нефти и газа и прокладывать больше трубопроводов». Вообще, подразумевается, что энергетика — конек губернатора Аляски. По крайней мере, тот же Маккейн утверждает, что не знает никого в Вашингтоне, кто разбирался бы в вопросах энергетики лучше ее. А где энергетика — там и отношения с Россией: логика тоже весьма неоригинальная.
Что касается телеинтервью, то о нем «Известия» подробно писали в понедельник. «Наверное, да» — так ответила Пэйлин на вопрос, должны ли будут США начать войну с Россией, если Грузия, вступив в НАТО, подвергнется гипотетическому «вторжению» со стороны Москвы. Едва ли американские избиратели придут в восторг от такой перспективы: быть втянутыми в ядерный конфликт ради того, чтобы человек с труднопроизносимой фамилией Саакашвили установил власть над городом с совсем уж непроизносимым названием Цхинвал. Или Цхинвали.
Кстати, одно из мероприятий, посвященных выдвижению Пэйлин кандидатом в вице-президенты, прошло в знаменитом Музее русского искусства в Миннеаполисе. Напарница Джона Маккейна посетила его вместе с губернаторами-однопартийцами и даже выступила потом перед журналистами.
Неизвестно, правда, такая уж ли Пэйлин поклонница русского искусства. Об этом журналисты ее не спросили.
Сенатор от Калифорнии: Начинать разговор о войне с Россией — безответственно
Слова Сары Пэйлин о возможной войне с Россией из-за Грузии вызвали недоумение у американских политиков. Так, сенатор Дайанн Файнстайн заявила телекомпании Си-эн-эн: «Ради поддержки Грузии даже начинать разговор о войне с Россией, обладающей мощным ядерным арсеналом, на мой взгляд, не имеет смысла». Сенатор-демократ, с 1992 года представляющая Калифорнию, не смогла однозначно ответить на вопрос, надо ли принимать Грузию в НАТО. Тем не менее она убеждена: рассуждая на эту тему, нельзя даже гипотетически допускать, что Америка атакует Россию.
Источник: «Известия»