ЕС копит козыри к самарскому саммиту
По мнению большинства наблюдателей, есть основания считать, что предстоящий саммит Россия–ЕС в Самаре будет проходить в атмосфере, далекой от «дружеской и непринужденной». В пользу этого утверждения говорит сегодняшнее состояние отношений Европы и России, которые, сегодня безоблачными никак не назовешь.
Начнем с того, что власть в ведущих европейских странах, наиболее тесно сотрудничавших с Россией-Германии и Франции, сменилась. И новые их лидеры настроены куда менее пророссийски, чем их предшественники. Совсем недавно руководство ЕС выступило с резкой критикой российского руководства за протестные акции у посольства Эстонии в Москве. Нашу страну обвинили в нарушении международных правовых норм. Чуть раньше ряд представителей ЕС осудил власти нашей страны за «чрезмерное применение силы» при разгоне «маршей несогласных». И это вдобавок к уже ставшим традиционным претензиям по поводу «нарушений прав человека», «отсутствия независимых СМИ» и т. д. Другим поводом недовольства европейцев является чрезмерное, по их мнению, участие России в политическом кризисе на Украине. Так, в состоявшемся в конце апреля телефонном разговоре с Президентом России по поводу подготовки саммита Россия-ЕС в Самаре 17-18 мая, германский лидер и глава Совета Европейского союза Ангела Меркель акцентировала внимание на эстонской и украинской проблемах. Касаясь Эстонии, Меркель высказалась за скорейшее урегулирование ситуации, призвав Россию к «умеренности». В отношении ситуации на Украине Президент России и глава Совета ЕС отметили необходимость решения всех вопросов в правовом поле. И, наконец, совсем недавно была организована еще одна информационная антироссийская акция: более ста представителей британской элиты обратились к российскому президенту с требованием «прекратить в Чечне насилие и нарушение прав человека». Как бы в поддержку данному обращению террористическое подполье на Северном Кавказе предприняло попытку активизировать свою деятельность. Сюда же можно отнести и теракт, предотвращенный органами ФСБ 9-го мая в Москве.
Исходя из опыта всех предыдущих саммитов и переговоров, можно с уверенностью утверждать, что все перечисленное имеет самое непосредственное отношение к предстоящей в Самаре встрече. Таким образом, представители ЕС собирают «козыри» для предстоящего торга и давления на нашу Страну. Нетрудно предсказать, что станет основной темой торга, если принять во внимание, что именно европейцам от нас нужно. Несомненно, что в этом перечне одно из первых мест занимают энергоносители – нефть и газ. Поэтому неслучайно тема «энергошантажа» не сходит со страниц западных СМИ в течение последних двух лет. Не менее популярной темой стали размышления о необходимости международного контроля над местами добычи энергоносителей и путями их транспортировки.
Вполне вероятно, что именно в этом ключе можно рассматривать и происшедший 7-го мая на магистральном газопроводе Уренгой — Помары — Ужгород взрыв. Хотя, официальные источники заявили о технических причинах аварии, некоторые представители властных структур придерживаются иной точки зрения. Так, министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский утверждает, что причины взрыва – диверсия. «Эта сегодняшняя авария — не исключено, могут быть звеном запланированных акций по дестабилизации ситуации в стране», — заявил министр в эфире украинского телевидения. Хотя взрыв практически не сказался на поставках газа в Европу, если учесть нынешнюю политическую ситуацию на Украине, нетрудно предположить, что этот инцидент, особенно в случае его повторения может поставить вопрос о введении международного контингента для защиты газопроводов. С тем, разумеется, чтобы в дальнейшем распространить этот «успешный» опыт и на Россию.
Как бы то ни было, но есть все основания предполагать, что разговор в Самаре будет весьма непростой.
Источник: «Сегодня.ру»