Давал ли Михаил Фридман согласие на то, чтобы стать «несогласным»?
Что делает олигарх в компании политических оппонентов Президента РФ?
14—15 апреля в Москве и Петербурге состоялись «Марши несогласных», организованные участниками форума «Другая Россия», оппозиционными движениями и партиями: НБП Лимонова, Российский народно-демократический союз Касьянова, Республиканская партия Рыжкова, Объединенный гражданский фронт Каспарова и др.
Среди несогласных встречались и новые, весьма неожиданные имена. Так, на некоторых плакатах наблюдатели обнаружили фамилию известного предпринимателя, председателя совета директоров консорциума «Альфа-групп» Михаила Фридмана. «Каспаров! Фридман! Касьянов!» — вот как сегодня, согласно лозунгам, выглядит тройка лидеров демоппозиции. Относительно участия уважаемого олигарха в столь странной компании эксперты выдвигают несколько версий. Компания «Альфа-групп» известна как одна из наиболее активных в политическом плане российских бизнес-структур. В разное время ее называли спонсором избирательной кампании Ельцина 1996 года, партий «Яблоко» и СПС. Не исключено, что и сейчас «Альфа-групп» решила застолбить оппозиционную часть политического спектра по собственной инициативе или по рекомендации Кремля.
С другой стороны, Фридман и Касьянов — давние партнеры и товарищи по несчастью, проходящие вместе по одному уголовному делу: о незаконной приватизации бывшим премьером элитного дачного комплекса «Сосновка». В этой связи поддержка Фридманом политических устремлений Касьянова — довольно рискованное, но вполне понятное с человеческой точки зрения дело.
Кроме того, Фридман известен как олигарх, стремящийся к получению дополнительных, не связанных с основным местом работы, социальных ролей и статусов: стал членом Общественной палаты от «Союза семей военнослужащих», входит в координационные структуры Российского и Всемирного еврейского конгрессов, Совет по международным отношениям США. Самовыдвижение в лидеры отечественной оппозиции вполне может быть очередным шагом в этом направлении. В конце концов оказаться в достойной компании чемпиона мира по шахматам и экс-премьера великой державы не так уж и плохо. Конечно, вероятность повторения судьбы Ходорковского существует, но Михаил Маратович, видимо, надеется, что в преддверии больших выборов российская власть на это не пойдет.
Стоит отметить, что участие Фридмана в оппозиционной активности — беспроигрышный для него вариант в любом случае. Инициировать новое «дело ЮКОСа» на основе одного марша, от которого всегда можно откреститься, российская власть скорее всего не будет, а политические дивиденды от образа защитника демократических идеалов, диссидента на либеральном Западе получить можно. Как известно, Госдепартамент США в своем ежегодном докладе о положении в мире уделил российским выборам особое внимание, и поддержка оппозиции станет залогом популярности у заокеанских политиков. А если вдруг в Кремле у Фридмана поинтересуются, каким образом его фамилия засветилась в списках лидеров, оппозиционно настроенных к нынешнему российскому руководству, он всегда может ответить, что это не что иное, как провокация оппонентов. То есть одним выстрелом убиваются сразу два зайца: и перед Западом есть шанс прослыть борцом за демократию, и перед Кремлем — невинно пострадавшим человеком. * * *
А олигарх против! Давал ли Михаил Фридман согласие на то, чтобы стать «несогласным»?
[….] Каким образом олигарху удалось занять вакантное место третьего профиля на боевом знамени демократов, остается загадкой. С одной стороны, еще полтора года назад политологи обсуждали возможность «олигархического переворота» и в этой связи активно муссировали потенциальные связи Фридмана с антипутинским «Комитетом-2008». С другой — уже тогда представители «Альфа-групп» поспешили назвать эти версии досужими домыслами, порочащими деловую репутацию олигарха, чем придали интеллектуальным экзерсисам политологов неожиданно громкий резонанс. То есть у альянса «Фридман и два К» может быть по-прежнему двойная трактовка: либо сознательная поддержка олигархом оппозиции, либо политическая провокация.
У каждой версии есть свои поклонники. Мысль о том, что крупный российский капитал может занять сторону, противоположную правящему режиму, безусловно, греет сердца Запада. Директор Института политических исследований Сергей Марков еще в 2005 году говорил, что реализация такого сценария «идеальна для захода Запада в политику России». «Западу будет просто влиять через олигархические группы, они чувствительны к шантажу, так как большую часть своих активов держат за рубежом», — аргументировал свою точку зрения Марков. Учитывая, что все основные активы компании — нефтяные, банковские телекоммуникационные — зарегистрированы за пределами России, как правило, в оффшорных зонах, не относится ли это к «Альфа-групп»?[…]
Разговорам о возможном «олигархическом заговоре» предшествовал ряд самостоятельных политических шагов владельца «Альфа-групп» и топ-менеджеров его консорциума. Причем шаги эти явно диссонировали с кремлевским маршем.
Например, второй человек в компании открыто вступил в каспаровский «Комитет-2008». А сам г-н Фридман стал спонсором и активным участником Совета по международным отношениям США — организации, занимающей весьма жесткую позицию по отношению к действующей российской власти и во многом определяющей официальный внешнеполитический курс Белого дома. Информация о причастности главы «Альфа-групп» к деятельности этого консультативного органа вызвала негативную реакция в российских как политических, так и деловых кругах. Например, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, комментируя эту информацию для одной из ведущих деловых газет, сказал следующее: «Фридман очень плотно сотрудничает с теми деятелями мирового финансового сообщества, которые не заинтересованы в динамичном развитии российской экономики, и это влияет на его политическую позицию. Полагаю, соакционеры Фридмана, в том числе и Виктор Вексельберг, и Джон Браун, не одобряют его занятий политической деятельностью». Таким образом, сколь бы провокационными ни казались упоминания фамилии Фридмана в контексте политической борьбы, поводы для них он все же дает, причем лично.
Более того, не исключено, что афиширование отношений олигарха с оппозицией играет на руку Фридману. Для Запада он — прогрессивный и смелый капиталист, демократ, не побоявшийся разделить судьбу Михаила Ходорковского и рискнувший в тоталитарной стране поддержать оппозицию. А вот для «внутреннего пользования» Фридман — невинная жертва провокаций, честный олигарх, которого пытаются «подставить» перед Путиным завистливые конкуренты.
Время раскрывать карты, конечно, еще не пришло, а имидж жертвы провокаций дает определенные гарантии безопасности. Ведь повернуть российскую внутриполитическую ситуацию в «оранжевое» русло сегодня крайне сложно, а вот испортить отношения с Кремлем, напротив, очень легко. Поэтому пока демократы рисуют имя олигарха на плакатах, PR-менеджеры «Альфа-групп» рассылают пресс-релизы о провокациях, а сам Михаил Фридман как опытный игрок разумно хранит молчание.
Источники: «Парламентская газета», «КП»