Тайный список «Аэрофлота»

Тайный список «Аэрофлота»
Министры. Чекисты. Политики. Жены. И сатирики. Кому позволено летать бесплатно первым классом

Карточка на право бесплатных полетов самолетами «Аэрофлота», выданная директору ФСБ Николаю Патрушеву или ставшему теперь премьером Виктору Зубкову, — это что? Важная услуга? Едва ли: таким людям не нужны специальные карточки — достаточно удостоверения. Взятка? Вовсе нет. Персоны подобного масштаба мелкие вопросы решают бесплатно, а вмешательство в серьезные проблемы может стоить дороже, чем самолет. Так что это не услуга и не взятка, а земной поклон. Или неземной — учитывая специфику отрасли.

VIP-карточка, выданная деятелю средней руки, — это уже знак внимания. Расписка в том, что выдавший знает твой реальный вес и уважает тебя. Надеясь на взаимность.

Включение в список избранных людей малозначительных — это уже благодеяние. Тут важна не прагматика, а подчеркивание собственного статуса как лица, способного давать другим льготы и преференции.

Список владельцев карточек Aeroflot Business Pass — не строго иерархичная табель о рангах. Это срез современной элиты со всей ее сложной и запутанной системой сдержек, противовесов и взаимных обязательств. Бывшие здесь перемежаются с будущими, вассалы — с сюзеренами, а шуты — с серыми кардиналами. Словом, все — включены.

Итак, в распоряжении «Новой» есть список людей, которым в 2006 году было разрешено получить карточки Aeroflot Business Pass, то есть была дана возможность бесплатно летать рейсами «Аэрофлота». Это важнее, чем перечень членов кабинета министров-2008, куда интереснее партийных троек и уж точно занятнее, чем состав Общественной палаты. Список, конечно, не исчерпывающий. В него не вошли те, кто передвигается на собственных самолетах или летает на положенных по статусу бортах ГТК «Россия». Но эти граждане и так известны поименно. В отличие от членов закрытого для стороннего взгляда клуба «Аэрофлота».

Секретность — важнейшая примета времени. Она пришла на смену лобовым понтам девяностых вместе с президентом-разведчиком, но не только благодаря ему. Просто возник спрос на атрибуты, которые может оценить не чернь, а только узкий круг посвященных. Отсюда вторая примета — корпоративность. Будь лоялен к корпорации, и она будет лояльна к тебе вне зависимости от того, чем ты конкретно занимаешься. Вот она третья — и главная — примета. Лояльность.

Это, между прочим, экономическая категория, которая описывает взаимоотношения как внутри компании, так и между компанией и клиентом. А заодно — категория политическая и, если хотите, экзистенциальная. Лояльный член корпорации может быть недоволен какими-то нюансами и даже способен при случае сцепиться с другим ее членом, но никогда не посягнет на общие интересы и на основы установленного порядка. Ценится схожесть — до смешения — взглядов и готовность противостоять взглядам альтернативным.

Это — ключ, который позволяет понять принцип отбора участников программы Aeroflot Business Pass. Вот, к примеру, бывший (член совета директоров компании, министр, чемпион мира). Да, на время он выпал из обоймы, но ничем и никогда не показал своей нелояльности. Так почему бы не выдать ему клубную карту? И отчего не обеспечить такой же нынешнего фаворита? Да, не нуждается, но свой же ведь человек!

В теории все смотрится гармонично и даже мило, если не задать себе простой, но очевидный вопрос: а кто оплачивает банкет? Ответ, лежащий на поверхности, — корпорация. Формально все верно. «Аэрофлот» ведь не требует дотаций из бюджета на перевозку VIPов, не заставляет рядовых сотрудников скидываться на их бизнес-ланч и даже не обязывает стюардессу лишний раз улыбнуться тому, у кого есть чудо-карта.

Но корпорация, увы, существует не в безвоздушном пространстве. В нашем конкретном случае «Аэрофлот», сажая на борт дополнительного пассажира, несет и дополнительные издержки. Хотя бы потому, что перевоз (извините за подробности) добавочной массы означает добавочный расход топлива. Конечно, в пересчете на пассажиропоток это мизер, не сопоставимый даже со статистический погрешностью. Но если бы все ограничивалось нашим конкретным случаем!

В масштабах страны издержки корпорации элиты, плата за лояльность выражаются в колоссальных цифрах. В расходах, которых могло бы и не быть. И которые невозможно даже посчитать. Сколько, к примеру, человекочасов теряет Москва, стоящая в пробках только ради того, чтобы чиновник с комфортом добрался от собственной дачи до вверенного ему рабочего кабинета? Сколько талантливых парней отправились драить очко в казарме только потому, что их места в вузах оказались заняты чьими-то сынками и дочками? И сколько людей, в конце концов, умерли только потому, что деньги, выделенные на жизненно необходимые им лекарства, осели в офшорах?

Так что лояльность и вытекающие из нее льготы — это не вопрос политики или экономики. Это вопрос о том, кто право имеет. И почему у других такого права нет.

* * *
Путеводитель по подлинному списку элиты

Список. Часть I
Список из 168 фамилий читается на одном дыхании, но систематизировать его довольно сложно. В оригинале он существует в порядке, близком к алфавитному (есть ряд вставок новых фамилий). Мы попытались сортировать ВИП-пассажиров по роду деятельности и по тому, какой класс билетов предполагает их карточка.

Всего разрешения на получение карты Aeroflot Business Pass в 2006 году удостоились: 8 министров, 42 правительственных чиновника рангом пониже, 16 силовиков (в том числе руководители ФСБ и ГРУ), 14 деятелей культуры, 12 бизнесменов, 10 руководителей авиационной отрасли, 10 губернаторов, 7 жен (Геннадия Хазанова, Ильи Клебанова и др.), 5 российских послов, 4 ректора, 4 спортивных деятеля, 2 представителя СМИ, 2 религиозных деятеля, 1 ученый (замдиректора РАН Сергей Караганов) и 1 (один) принц. Кентский.

Все ВИП-пассажиры состоятельны достаточно, чтобы легко позволить себе покупать билеты «Аэрофлота» самостоятельно. Иные летают служебными самолетами или даже личными и не будут пользоваться подарком. Таким образом, Business Pass — это своего рода отличительный знак, орден, который вручается своим. А список пассажиров — едва ли не единственный, где рядом оказываются Рамзан Кадыров, музыкант Спиваков и Владимир Стрельченко, глава Химкинского района Московской области (на территории которого находится база «Аэрофлота» Шереметьево).

Если список Aeroflot Business Pass — это срез элиты, тогда главными певцами страны оказываются Лев Лещенко и Александр Розенбаум, а важнейшим из литературных жанров — сатира. ВИП-карточка была выписана Геннадию Хазанову, Михаилу Жванецкому и Михаилу Задорнову.

Широко представлен в списке и бизнес. В первую очередь — персонами из компаний, часть акций которых принадлежит государству: Business Pass имели теперь уже бывший первый зампред Внешэкономбанка Юрий Заостровцев (до того замдиректора ФСБ, причастный к делу «Трех китов»), тогдашний председатель Сбербанка, а теперь глава ФГУП «Почта России» Андрей Казьмин, член совета директоров ЕЭС от государства Илья Южанов. Из независимых коммерческих организаций — двое директоров NCH Advisors, Inc. — американской инвестиционной компании, занимающейся размещением средств в экономику стран Восточной Европы, включая Россию.

Также в списке: президент американо-российского делового совета, президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, замдиректора «Русала» Александр Лифшиц и член исполнительного комитета авиакомпании «Люфтганза» Карл Людвиг Клей. Есть еще трое банкиров из числа акционеров «Аэрофлота». Выдача им карточек (как и Казьмину, чей Сбербанк кредитовал «Аэрофлот») отчасти объяснима. Пользуются ли бизнесмены своей привилегией, «Новая» выяснит. Но, как уже заявил полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, сам он своей картой не пользуется принципиально.

Ценность каждого из пассажиров для «Аэрофлота» и Родины вполне сопоставим с тем, какого класса билеты они могут получить по своей карточке. Вот, например, бывший начальник управления делами МВД Андрей Новиков, видимо, ценен достаточно, чтобы включить его в ВИП-пассажиры, но не настолько, чтобы разрешить летать в первом или бизнес-классе: ему предоставили эконом. То же самое и с Юрием Васильевым, гендиректором аэропорта Архангельска — единственным, обладающим статусом SA (билеты только на свободные места).

Из людей, по долгу службы надзирающих за авиабизнесом, интереснее всего участие в списке Александра Нерадько, главы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, и Татьяны Анодиной, возглавляющей Межгосударственный авиационный комитет (МАК) — независимую организацию, расследующую авиационные происшествия. Если что-то случается с самолетами любых авиакомпаний, расследовать приходится именно им. Можно предположить, что к «домашней» авиакомпании они будут снисходительнее.

Конечно, иногда выдача ВИП-билета кажется правильной, в случае, например, актрисы Марины Нееловой или ректора МГУ. Кстати, единственный действующий спортсмен в списке — не футболист, не теннисист и даже не дзюдоист, а борец сумо Высшей лиги Сослан Бораздов (147 кг). Сослан по роду своих занятий живет между Россией и Японией, и предоставить ему право бесплатного пролета, особенно учитывая размер кресел эконом-класса самолетов госкомпании, — вполне разумно. Но никакой рациональный анализ не позволяет понять, почему пассажиры первого класса «Аэрофлота» должны получать в нагрузку художника Никаса Сафронова. А Шилова и Церетели — что, не должны?

P.S. Еще в 2006 году мы отправили в «Аэрофлот» вопрос, спрашивая, существует ли подобный список. Нам пришел ответ, что такой практики у авиакомпании нет. Теперь мы направляем новый запрос и надеемся опубликовать уже список пассажиров-2007.

Неслучайный звонок

С просьбой оформить карточку Aeroflot Business Pass корреспондент «Новой» обратилась к сотруднице «горячей линии» «Аэрофлота». Та удивилась: «К нам звонят, только чтобы заказать билет по этой программе, а не чтобы к ней подключиться». Как нам объяснили, карта не оформляется за деньги: это «ВИП-программа для частных лиц», поэтому получить Business Pass можно только бесплатно, за «особые заслуги перед авиакомпанией», а за оформлением нужно обращаться «в личном порядке» к главе «Аэрофлота» Валерию Окулову. Насколько «особыми» должны быть заслуги, нам не пояснили.

Блат по расчету

В «Аэрофлоте» считают, что бесплатные билеты для бизнесменов, чиновников и их жен — это просто жест лояльности или маркетинговый ход

Карточки Aeroflot Business Pass, дающие избранным право бесплатного полета, удивили участников рынка. В «Аэрофлоте» настаивают, что просто привлекают клиентов, добиваясь их лояльности, или используют карточку как визитку. А если речь идет о чиновниках, просят не воспринимать это как подкуп.

— Мы рассматриваем это как обычный маркетинговый прием, который используют большинство ритейлеров, выпуская различные карточки, стимулирующие покупки или повышающие лояльность, — заявил «Новой» зам гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. Он уверяет, что карточка — это часть бонусной программы компании, но в реальности 90 процентов получателей ею не пользуются.

Кошляков также напомнил о резолюции № 87 Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), которая, по его мнению, предусматривает предоставление бесплатных билетов работникам отрасли, включая госорганы, в том числе и тем, кто осуществляет надзор на транспорте.

На вопрос, почему право на бесплатный билет, если верить списку, предоставляется и женам некоторых чиновников, зам гендиректора «Аэрофлота» ответил, что насчет супруг не знает, но пояснил, что это жест лояльности.

Лев Кошляков подчеркнул, что «Аэрофлот» — не единственная компания, которая выпускает такие карточки. Зам гендиректора «Аэрофлота» также отметил, что никогда не воспринимал это как форму взятки или подкупа должностного лица. А выдать карточку, к примеру, президенту «ЛУКОЙЛа» Вагиту Алекперову, для которого билет не проблема, — это просто как послать визитку.

В «Аэрофлоте» пытаются убедить, что расходов практически не несут, поскольку пассажиров сажают на свободные места, средняя загрузка рейсов, к сожалению, составляет 70 процентов: «Пустое место в любом случае летит, кроме того, поскольку не возникает реальной оплаты этой услуги, то и налоговой нагрузки никакой нет. Налога с перевозки нет, дохода нет, а значит, нет и НДС».

— У нас такая практика невозможна, поскольку мы — коммерческая организация, — говорит пресс-секретарь авиакомпании «Сибирь» S7 Airlines Артур Акопов. — Каждая услуга имеет свою себестоимость, и если один пассажир летит бесплатно, возникает вопрос: кто это компенсирует?

В компании полагают, что безвозмездная услуга для одного человека может соответственно увеличить стоимость перелета для других пассажиров, ведь доход поступает от продажи билетов. Впрочем, следует учитывать, что «Аэрофлоту» достаются еще и так называемые «пролетные деньги», — это наследство от СССР: зарубежные авиакомпании, летающие над территорией России, платят транзитные сборы. По данным Еврокомиссии, которая выступала против таких сборов, в 2004—2005 годах «Аэрофлоту» перечислили порядка 250 миллионов «пролетных» долларов. В прошлом году в своем отчете в качестве «прочих доходов» «Аэрофлот» указал сумму, эквивалентную 400 миллионам долларов.

В S7 думают, что частные компании без подобных дотаций и «прочих доходов» не могут себе позволить систематически возить людей даром, к тому же ситуация с налогами в случае «бесплатных билетов» не совсем ясна.

Директор по связям с общественностью компании «Трансаэро» Сергей Быхал говорит, что у них есть бонусные программы, но это не означает бесплатных билетов. Что касается правил Международной ассоциации воздушного транспорта, то, по мнению Быхала, речь идет о цивилизованных отношениях между авиакомпаниями, которые могут обращаться друг к другу за сервисными билетами для служебных полетов собственного руководства по маршрутам, которыми не летает их авиакомпания. Такая взаимопомощь принята. Денег не берут. Но если речь идет о чиновниках, их служебные перелеты оплачиваются из бюджета. Сергей Быхал вспомнил, что бесплатно перевозили детей на лечение или юное дарование из глухого села, но это — благотворительные проекты. А представители президента и министры летают в командировки за деньги.

— Мы заключаем официальные корпоративные договоры, — сообщила пресс-секретарь «Эир Юнион» Юлия Багрышева. — И если везем госслужащего, то затраты затем возмещаются из бюджета.

В центральном офисе «Финэйр» (Finnair) «Новой» объяснили, что за билеты, к примеру, не берут денег с членов финского парламента, но за их перелеты платит государство из бюджета. То же самое с чиновниками Министерства иностранных дел.

В центральном офисе «Эйр Франс» (Air France) сообщили, что такая практика, может, и существует для парламентариев и сенаторов, но их полеты оплачивает бюджет. Если же частная компания будет выделять бесплатные билеты госчиновникам — это расценят как взятку.

— Карточка у меня есть, но я ей не пользуюсь, — ответил «Новой» глава Федеральной аэронавигационной службы Александр Нерадько. — Я государственный служащий и я покупаю билеты. Бюджетом сейчас это предусмотрено.

Мы задали руководителю Росаэронавигации вопрос: почему он не вернул карточку, как это сделал, к примеру, полпред президента Георгий Полтавченко?

— Не вернул, да? — отреагировал Нерадько. — Но вы можете проверить, я ею не пользуюсь.

У председателя Межгосударственного авиационного комитета Татьяны Анодиной тоже есть карточка Aeroflot Business Pass (номер PS-F SU 000 104-06) со сроком действия до конца этого года. Анодина не прокомментировала ситуацию, сославшись на совещание.

Счастливые обладатели

Олег Табаков, режиссер и актер, художественный руководитель МХТ:

— Я летаю в отпуск два или три раза в год, это обычно бывает либо Хорватия, либо Чехия. И качество сервиса хорошее. Вообще «Аэрофлот» меняется к лучшему (и по части сервиса, и по части питания), и у меня есть карточка Aeroflot Business Pass на 2007 год.

Директор Михаила Жванецкого Олег Леонидович:

— Один раз в прошлом году мы пытались воспользоваться карточкой Aeroflot Business Pass, но не получилось — там же определенная квота мест. Но если будет казус и мы будем лететь рейсом «Аэрофлота», то, конечно, еще раз попробуем воспользоваться этой услугой, у нас замечательные дружеские контакты.

Источник: «Новая газета.ру»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий