Иванов, он же Сагирашвили

Иванов, он же Сагирашвили
«Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты»

Ещё совсем недавно этот человек довольно часто появлялся на экранах телевизоров, как правило, в репортажах связанных с международной деятельностью России. Как опытный дипломат, он говорил красиво и витиевато…

Бывший министр иностранных дел, а сегодня – глава Совета Безопасности РФ Игорь Иванов теперь не частый гость на телевидении и в газетах. Его должность не такая публичная, как раньше, но от этого её значимость не стала меньше, ведь он руководит одной из важнейших структур в государстве. Но на своём ли месте этот человек? Попробуем ответить на этот непростой вопрос, с учётом того, что в последнее время имя Игоря Иванова стало слишком часто появляться на самых различных интернет-сайтах. А, как известно, не бывает дыма без огня.

Иванов – своего рода дипломатический долгожитель. Он получил образование в институте иностранных языков им. М.Тореза и в 1973 году, начав карьеру дипломата на должности второго секретаря Первого европейского отдела МИД СССР, закончил её в 2004 году на самой вершине – министром иностранных дел России. Своей блестящей карьерой он во многом обязан удачной женитьбе на дочери заместителя министра иностранных дел СССР по кадрам Семёна Козырева (не путать с российским министром Андреем Козыревым). Именно благодаря протекции тестя Иванов направляется на работу в Испанию в качестве старшего инженера торгпредства (представительство Черноморского пароходства). А с 1977 года он – уже первый секретарь посольства СССР в Испании, в котором и проработает вплоть до 1983 года. (Иванов ещё раз вернётся в Испанию в 91-м уже в качестве посла). Как раз в «испанский период», Иванов впервые попал в поле зрения испанских спецслужб. Его «поймали» на делах с контрабандой бытовой техники и ширпотреба из Европы в СССР. Тогда в дипломатических кругах даже поговаривали, что молодой дипломат оказался замешанным в поставках через Испанию в третьи страны не то оружия, не то наркотиков. Как бы то ни было, но тайное стало явным, и Ивановым вплотную занялась испанская полиция. Никакого официоза в прессе не появилось, известно лишь, что все разбирательства в отношении Иванова были закрыты, и не исключено, что именно за это он и стал оказывать испанцам «некие услуги», благодаря чему и продержался на дипработе в Испании 10 лет, срок, противоречащий общему правилу, по которому сотрудники загранучереждений МИДа не работают в одной стране более 4 лет. Очевидно, Испанию вполне устраивал «прикормленный» дипломат. В благодарность за предоставляемые Ивановым «услуги», испанские спецслужбы предоставили его жене – Екатерине Козыревой – возможность заниматься игорным бизнесом в Испании.

С тех пор утекло немало воды. Но испанские связи и бизнес лишь окрепли, а сегодняшнее благосостояние Иванова ни в какое сравнение не идет с тем советским периодом. То, что у него есть недвижимость за границей (Испания, Хорватия, Германия) ни для кого уже не секрет. Также хорошо известно, что его жена Екатерина Козырева держит контрольные пакеты акций многих увеселительных заведений в Испании и Москве, правда, являясь их владелицей лишь формально. Реально этот бизнес принадлежит секретарю Совбеза России. Однако, не утруждайте себя поиском его фамилии среди владельцев. Ни одна проверка не выявит его личной причастности к сомнительному бизнесу. Конечно, у нас никто не несет юридической ответственности за действия членов семьи, но разве достойно высокопоставленного чиновника, когда его жена получает сверхприбыли от игорного бизнеса? И кто поверит, что муж к этому не причастен?!

А ведь игорный бизнес, как известно, является одним из самых криминализованных. Не случайно Иванову приходиться водить дружбу с криминальными авторитетами Старого Света Алессандро Хилем и Себастьяном Моргесом, хорошо известными за пределами Пиренейского полуострова. Испанская полиция, кроме целого букета преступлений, подозревает их и в подготовке убийства главы «русской мафии» в Испании Захария Калашова, известного грузинского «вора в законе» по кличке Шакро-молодой. Он – один из самых богатых и известных воров: имеет бизнес в Испании, в том числе игорный, а также владеет долей и крупнейших развлекательных центрах Москвы «Кристалл» и «Golden Palaсe». Его состояние оценивается в 200 млн. евро.

Калашов неоднократно судим, на него было совершено 9 покушений. Пять из них произошли в Москве. В последнее время 53-летний Шакро откликается на другую фамилию: нынче он – сеньор Князевич. Национальная полиция Испании (НПИ) называет Шакро не иначе как «генералом грузинской и русской мафии». Когда началась первая серия операции «Оса» в 2005 году, в ходе которой были задержаны свыше 30 граждан России, Грузии и Испании, Калашову удалось сбежать, и он осел в Арабских Эмиратах. Но и тут его не оставили в покое: он был арестован по запросу Интерпола в мае 2006 года и перевезен в испанскую тюрьму.

Об отношениях Игоря Иванова и Калашова-Шакро точно известно лишь то, что они конкуренты по бизнесу, но есть и другая информация, которая указывает на их тесное партнёрство. Что ж, это не удивительно, ведь, не забывайте, Иванов родом из Грузии – земляк Шакро, и главное, он — опытный дипломат и никогда не пойдет на открытую конфронтацию даже со своим явным конкурентом. Скорее, он будет искать контакты, для решения проблем мирным путем, в том числе и через общих знакомых. И здесь всплывает ещё один фигурант в этой истории. Некто Александр Гофштейн – адвокат, который в своё время вполне успешно защищал Вячеслава Аминова – «хранителя компромата» Бориса Березовского. В то время, когда Аминов был привлечен к уголовной ответственности, он работал советником руководителя Администрации президента Александра Волошина.

Но причем здесь Иванов? Оказывается, Гофштейн был адвокатом Шакро-Калашова. Их отношения постепенно расширялись, и адвокат стал не только давать своему клиенту юридические советы, но и якобы превратился в члена преступной организации. В ходе визитов в тюрьму Гофштейн использовал свой статус юриста для осуществления миссии связного между Калашовым и его сообщниками. Сам Гофштейн был арестован в ходе операции «Оса», так и не успев защитить Шакро. Испанская фемида инкриминирует российскому адвокату отмыв денег в особо крупных размерах. Тогда же среди арестованных оказалась ещё одна «птица высокого полета» – бывший советник Ельцина, некий Олег Воронцов. По данным следствия, в Испании Воронцов через подставных лиц руководил большинст¬вом компаний Калашова. В распоряжении полиции находятся аудиозаписи, доказывающие финансовые махинации Воронцова.

Вот такие интересные персонажи и вот такая любопытная прослеживается цепочка взаимоотношений господина Иванова с ними, связанная с испанскими делами и игорным бизнесом.

Что касается давних связей Игоря Иванова с вышеупомянутыми Хилем и Моргесом, то испанская полиция хорошо знает о них. Кстати, сегодня Моргес находится за решеткой, а Хиль – в бегах.

Но вернемся в историю российской дипломатии. Такой посол как Иванов вполне устраивал Эдуарда Шеварнадзе, который после своего назначения на должность министра иностранных дел СССР в 1985 году, делает Иванова своим помощником. Через 4 года, быстро шагая по служебной лестнице, Иванов возглавил Общий секретариат МИД СССР. Фактически все эти годы он — правая рука Шеварнадзе. Объединяет их не только знание министром «испанских шалостей» Иванова, но и общая историческая родина – Грузия. Мать Игоря Иванова – Елена Давыдовна Сагирашвили, родом из города Тианети, что на севере от Тбилиси. Не хочется всуе вспоминать печальные факты российской истории, но почему-то сразу в памяти всплывают имена уроженцев Грузии — Сталин, Берия…

Уже в первые годы совместной работы Шеварнадзе фактически переложил на Иванова разработку дипломатической поддержки операции по продаже Курильских островов Японии (кому предназначалась «доля малая» от этой сделки в 20 млрд. долларов, догадаться не сложно). Следуя в русле антигосударственной политики Шеварнадзе, Иванов лоббировал это предательское решение, был посвящён во все аспекты готовящейся провокации и принимал непосредственное участие в попытках её реализовать. И если бы не развал СССР, то неизвестно как бы всё обернулось.

Зато другая международная авантюра советскому министру Шеварднадзе и его окружению вполне удалась. Эта история получила наименование «Линия Шеварднадзе-Бейкер» (Д.Бейкер – госсекретарь США), по факту подписания Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств. Соглашение было подписано в Вашингтоне 1 июня 1990 года. В результате разграничения к США отошла часть исключительной экономической зоны СССР, площадью 31,4 тысячи квадратных километров и участок континентального шельфа Берингова моря, площадью 46,3 тысячи кв. км. В результате, по оценкам экспертов, совокупные потери российской рыболовной отрасли составили около 3 млн. тонн рыбы, стоимостью свыше 1,4 миллиарда долларов. Но если бы только СССР потерял экономическую выгоду в области рыболовства. Оказывается, американская сторона добилась преимущества в смещении границы в районе нефтегазовых месторождений «Наваринское» и «Алеутское». Специалисты оценивают запасы только в Наваринском бассейне более 1,2 миллиарда кубометров газа.

Покойный президент Грузии Гамсахурдиа ещё в 1993 году утверждал, что Шеварднадзе получил более 100 миллионов долларов от американских рыбопромышленных компаний за определение границы в пользу США. Не исключено, что и американские нефтяники-газовики внесли свою лепту. Получил ли благодарность за свои труды Иванов, будучи в «ближайшем круге», и выполняя особые поручения шефа, остаётся тайной…

Именно конформизм Иванова стал решающим фактором при назначении его в 1993 году на должность первого замминистра иностранных дел Козырева, который исповедовал явно прозападный внешнеполитический курс. Козырев сделал правильную ставку, понимая, что Иванов никогда не станет политическим министром, а послушно будет выполнять волю тех, кто всегда противостоял возрождению экономической и политической мощи России и её влиянию на международной арене. Иванов стал достойным продолжателем прозападной внешнеполитической линии Козырева. По ряду вопросов, принципиального характера, он откровенно подыгрывал Западу без оглядки на национальные интересы. Так, получив должность министра иностранных дел в 1998 году, Иванов начал с того, что с первого дня строительства АЭС в Бушере (Иран) стараниями своего ведомства создал негативный фон в СМИ и дипломатических кругах с целью срыва этого важного для России проекта, результатом чего стала резолюция СБ ООН, запрещающая дальнейшую реализацию программы.

МИД времён Иванова запомнился многим его сотрудникам не только «успехами» во внешней политике, но и скандалами в делах внутренних, на Смоленской площади. В их ряду можно вспомнить и запредельную смету на ремонт здания МИДовской высотки — 200 миллионов долларов (1999 год), и строительство заводов по разливу минералки в Железноводске и по обработке древесины в Комбодже. Кстати, ни тот, ни другой так и не заработали, хотя средства были «освоены». Также можно вспомнить факты приобретения министром и его приближенными недвижимости за рубежом.

Но всё же самым примечательным событием в этом ряду была проверка МИДа летом 2003 года Счетной палатой РФ, которая выявила «грубейшие нарушения МИД России законодательства РФ» (здесь и далее цитаты из Представления аудитора Счетной палаты Н.И.Локтионова министру И.С.Иванову от 8 декабря 2003 года). Данное Представление целиком вывешено на сайте «Новой», поэтому мы процитируем лишь самые интересные места. Например, консульский сбор, взимаемый на территории РФ, должен целиком перечисляться в федеральный бюджет. В МИДе решили по-своему, и в 2002 году перечислили в бюджет всего лишь треть от общей суммы сбора, а более 441 миллиона рублей были зачислены на счета Централизованного резерва МИД России и расходовались по смете, утвержденной замминистра Потаповым. И кто-нибудь поверит, что министр Иванов не знал об этом!?

В Представлении можно найти и нецелевое использование средств на приобретение автомобилей, и на ремонт сауны около 3 млн. рублей, и многое другое. Но вот один факт неэффективного использования средств можно рассказывать как анекдот. В 1990 году Горбачев своим Указом предоставил Шеварднадзе для проживания особняк «Калчуга-2» площадью 3202 квадратных метров, расположенный на территории 10,7 гектаров в элитном посёлке Барвихинского сельского округа. Государственный особняк перешел по наследству МИД России и новые правители от дипломатии благополучно сдали его в аренду некой фирме ЗАО «Лиокс», сроком на 10 лет за 530(!) долларов в месяц. Министр Иванов, конечно же, об этом не знал.

Тогда, Игорь Сергеевич перепугался не на шутку. Он даже написал письмо председателю СП Степашину, узнав, что результаты проверки могут быть приданы публичной огласке. В частности, он просил Сергея Вадимовича «провести служебное расследование с тем, чтобы выяснить каким образом документы Счетной палаты попали в распоряжение журналистов издания, пользующегося весьма сомнительной репутацией» (цитата из письма за № 46117 от 4 ноября 2003 года). Упустим название известного журнала, тем более, что пресса может иметь любую репутацию, а вот МИД – нет!..

Своим долгожительством на посту главы МИДа Иванов во многом обязан «Семье», с известными членами которой он поддерживал и поддерживает тесные и хорошо завуалированные связи. Не исключено, что именно в угоду «Семье», Иванов выступил в роли главного миротворца в Грузии во время «революции роз», как главный переговорщик о судьбе своего наставника экс-президента Грузии Шеварнадзе. По данным из весьма достоверных источников, Иванов выполнял план Саакашвили: тот, стремясь играть роль демократа, сам предложил Иванову вывести Шеварнадзе из страны.

Поучаствовал Иванов и в других грузинских делах (как же землякам не подсобить!). Так в середине 2002 года Березовский и его ближайший друг Бадри Патаркацишвили по просьбе Шеварнадзе проводили в Москве массированную кампанию по изменению общественного мнения в отношении Грузии в целом и смягчению позиций России в вопросе о Панкисском ущелье. При этом их усилия были направлены на работу с неким «высокопоставленным чиновником российского МИДа». Результатом их работы стали многочисленные провалы российской внешней политики на грузинском направлении, поскольку Шеварнадзе своевременно получал информацию о всех грядущих намерениях Кремля.

Из последних «дипломатических шагов» уже отправленного в отставку российского министра, стоит вспомнить его «откровения» иностранным СМИ. Выражая возмущение задержанием в Катаре в 2004 году трех российских граждан, обвиняемых в покушении на чеченского террориста Яндарбиева, Иванов заявил западным журналистам, что речь идет о «сотрудниках российских спецслужб, находящихся в Катаре на законных основаниях». В результате его «осведомленности» двое россиян были осуждены на пожизненное заключение и подвергнуты пыткам в катарской тюрьме. Что это, оплошность опытного дипломата?..

Связь Иванова с «Семьей» была, есть и будет. Например, в излюбленном месте отдыха Иванова в окрестностях Мюнхена, где находится и летний «домик» Шеварнадзе, неоднократно был замечен Александр Волошин. Как тут не вспомнить, что в своё время близким соратником Волошина был (вероятно, и остается) Борис Березовский, по «случайному» стечению обстоятельств также входивший в 90-е годы в руководство Совбеза РФ.

Игорь Иванов – достойный продолжатель дел Шеварнадзе-Козырева, работавших в ущерб национальным интересам России — чем не товарищ для таких политических деятелей, как Березовский?

Автор материала — Сергей Краснов,
«Секретные материалы России»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий