Классика российского рейдерства
Слово «рейдерство» стало модным в России около двух лет назад. Именно тогда и Президент Владимир Путин, и глава Минэкономразвития РФ Герман Греф заявили, что рейдерство – бич современной экономики. И потому борьба с рейдерством – важнейшая задача правоохранительной системы, да и общества в целом.
Однако рейдерство, увы, никуда не исчезло. И масштабы его только растут. И даже понятно, почему. Правоохранительные структуры, которые, по идее, должны противостоять рейдерству, активно в нем участвуют. Конечно, не на уровне федерального руководства. А на уровне многочисленных, не в меру алчных и, видимо, разочарованных в перспективах государственной карьеры офицеров среднего и низшего звена. Те или иные люди в погонах за минувшие годы вошли в состав устойчивых рейдерских группировок, которые пользуются обкатанными, наработанными технологиями захвата чужой собственности.
Если прежде (до 2004-2005 гг.) рейдеры действовали в интересах, как правило, в интересах корпоративных заказчиков, которых интересовали крупные предприятия и объекты недвижимости в последние годы оформившиеся рейдерские группы работают уже строго на себя. Стандартная логика их действий: захватить чужую собственность и как можно быстрее продать ее. Чтобы потом с законными владельцами и государственными органами разбирался уже конечный покупатель. Сформировались устойчивые группировки, которые занимаются исключительно скоропостижным отъемом собственности. Используя для этого как отдельные положения действующего законодательства, так и пробелы в законе. Причем профессиональные рейдеры в своих атаках на чужое добро не останавливаются ни перед чем – ведь они, по сути дела, играют роль пиратов наших дней, и всех их методики – самые что ни на есть пиратские.
Классическая рейдерская группа в современной России, как правило, состоит из:
1.Бизнесмена – главы группы, всегда располагающего некоторым объемом свободных наличных денег: рейдерская атака требует прямых затрат, и кто-то должен эти затраты нести. Важнейшая функция бизнесмена – руководителя рейдерской группы – правильно подобрать объект атаки. Главное (хотя, конечно, далеко не единственное) условие: у собственников объекта не должно быть слишком сильной силовой «крыши» (государственной или криминальной), которая могла бы «погасить» рейдерскую атаку на стартовой стадии.
2.Прокурорского работника, который может быстро и эффективно, без лишних вопросов и «зазубрин» возбуждать уголовные дела против атакуемых собственников или их представителей.
3.Следователя, который готов очень быстро расследовать возбужденное прокуратурой (п. 2) дело и прийти к выводу, что владелец того или иного объекта, интересующего рейдерскую группу, или же его представители кругом виноват перед государством и обществом. А потому необходимо арестовать всех людей, контролирующих объект и могущих организовать сопротивление рейдерской атаке.
4.Милиционера, который своевременно арестует всех, кого нужно, и все, что нужно.
5.Судьи, который в нужный момент вынесет единственное правильное решение о заключении под стражу владельца атакуемого объекта, а также заранее знает, какой приговор нужно вынести по уголовному делу против собственников или менеджеров этого объекта.
И совершенно необязательно, чтобы все эти люди (пп. 1-5) были высокопоставленными. Достаточно, чтобы они четко контролировали территорию (город, район), на которой осуществляются рейдерские захваты. Работали быстро и слаженно, не давая никому, включая вышестоящие правоохранительные и судебные инстанции, вникнуть в суть дела и помешать захвату.
По данным Минэкономразвития, устойчивые рейдерские группы только за 2006 год незаконно захватили собственность общей стоимостью свыше 2 млрд. долларов США. Эти группы принято называть, как правило, по имени их руководителя – того самого бизнесмена, разрабатывающего стратегию рейдерской операции и обеспечивающего финансирование всех подельников (пп. 2-5).
Пример. Одна из самых известных в Москве групп – так называемая «ксенофонтовская». Ее неформальный лидер – Сергей Ксенофонтов (родился 2 ноября 1951 года), генеральный директор Первого московского часового завода, член-корреспондент Международной академии информатизации (этот высокий «статус» стоит в наши дни около $10 тыс.).
В состав группы, по некоторым данным, входят следующие ответственные работники плаща и кинжала:
— первый заместитель прокурора ЗАО г. Москвы младший советник юстиции Владимир Черкашин;
— старшие следователи следственной части следственного управления ЗАО г. Москвы Сергей Кезиков и Маргарита Чиковани;
— сотрудник прокуратуры г. Москвы Николай Шувалов;
— судья Дорогомиловского районного суда Татьяна Лукьянова.
Группа работает почти безупречно. За последние годы она осуществила несколько успешных операций. В частности, захват ООО «Альпийский уголок», которому принадлежит «АвтоКарум» — один из крупнейших в Москве дилеров концерна «Даймлер Крайслер» с оборотом около 20 млн. долл. в год. Еще в 2005 году владелец «АвтоКарума» Сергей Барташов был отправлен в тюрьму, после чего захват его собственности стал делом техники. Профессионалы не подвели.
Начинается же классическая рейдерская атака с получения информации о «сладких» и недостаточно защищенных коррумпированными силовиками объектах. Сбором такой информации может заниматься любой участник организованной рейдерской группы, но прежде всего это – зона ответственности руководителя группировки. Если не хотите стать жертвой рейдеров – проверьте, не является лишь Ваш случайный собеседник в ресторане или на отдыхе главой соответствующей банды.
Продолжение следует
Автор материала — Анатолий Бабушкин,
«Секретные материалы России»