Семейные связи нового президента «Транснефти»
Токарев – коллега Путина по резидентуре советской разведки в ГДР. В восьмидесятых годах они жили в Дрездене в одном доме и даже в одном подъезде
Президентом подконтрольной государству «Транснефти», которая распоряжается всеми магистральными нефтепроводами в России, назначен Николай Токарев. До этого он занимал пост гендиректора госкомпании «Зарубежнефть».
Нынешнее назначение может быть расценено как победа крупных нефтетрейдеров из числа бывших разведчиков, а также замглавы президентской администрации Игоря Сечина. Однако изучение семейных связей Токарева привело нас к группе компаний «ИТЕРА» и «ЛУКОЙЛу», поэтому нельзя исключить, что новый президент «Транснефти» является компромиссной фигурой, способной учитывать разные интересы.
Токарев – давний знакомый Владимира Путина и его коллега по резидентуре советской разведки в ГДР. В восьмидесятых годах они жили в Дрездене в одном доме и даже в одном подъезде, но на разных этажах. С возвышением Путина Токарев успел поработать в предприятии Госзагрансобственность Управления делами президента. А в 1999—2000 годах, до того, как возглавить «Зарубежнефть», курировал внешнеэкономический блок и зарубежные проекты «Транснефти», так что нынешнее назначение – второе пришествие Токарева в эту компанию.
Бывший консультант российского правительства на условиях анонимности поделился мнением, что прежний глава «Транснефти» Семен Вайншток не устраивал крупного нефтетрейдера Геннадия Тимченко, контролирующего группу «Гунвор» (Gunvor), которая плодотворно сотрудничает с «Газпромом», «Зарубежнефтью», «Роснефтью» и «Сургутнефтегазом». Ходили слухи о конфликте вокруг транспортировки нефти, для урегулирования которого привлекали мощный ресурс замглавы президентской администрации Игоря Сечина.
Предположительно одним из проявлений борьбы стало увольнение по собственному желанию в апреле 2006 года вице-президента «Транснефти» Сергея Евлахова, отвечавшего за транспортировку, учет и качество нефти, а также за экспортные графики. Евлахова удалось отстоять. В июне прошлого года он вернулся в компанию. Однако в нынешнем году ее покинул сам Вайншток.
В «Транснефти» предпочитают не комментировать эти предположения.
Деловые интересы родственников Николая Токарева весьма разнообразны.
Его зять Андрей Болотов в конце девяностых работал в «Русско-германской лизинговой компании» (предоставляла оборудование в лизинг российским предприятиям, основным акционером являлся Сбербанк), а начиная с 2000-го – в «Дойче Лизинг Восток». В 2000 году «Ингосстрах» вызвал большое удивление на рынке, подписав с «Дойче Лизинг Восток» договор страхования имущества в 50 миллионов долларов, даже не взглянув на само имущество.
После того как Токарев стал гендиректором «Зарубежнефти», Болотов в 2001 году некоторое время работал в госкомпании. В том же году он стал сотрудником «ИТЕРА Холдинг», а в 2002-м – еще и «Газхиминвеста» (принадлежит «ИТЕРЕ»), а также совместного предприятия «Зарит» по добыче нефти и газа на туркменском шельфе Каспия. «Зарит» создан в 2002-м «Зарубежнефтью», «Роснефтью» и «ИТЕРОЙ». В 2003 году, помимо «Зарита», Андрей Болотов имел отношение к «Компании ИТЕРА Газнефтехим», а с 2005-го работает во Внешторгбанке. В настоящее время тридцатичетырехлетний Болотов возглавляет первое управление ВТБ по работе с крупными клиентами. Он не прокомментировал ситуацию.
В «ИТЕРЕ» неофициально подтвердили, что Болотов работал в группе с 2001 по 2004 год, однако сообщили, что прямых коммерческих отношений с «Транснефтью» и «Зарубежнефтью» у группы не было, и присутствие Болотова не влияло на бизнес.
Если Андрей Болотов был связан с «ИТЕРОЙ», то его сестра Ольга — с «ЛУКОЙЛ Оверсиз Сервис Лтд.». Не совсем чужд «ЛУКОЙЛу» был и Николай Токарев. На 2005 год он получал доход от аффилированной «ЛУКОЙЛу» — «Российской инновационной топливно-энергетической компании» (РИТЭК).
Дочь Николая Токарева Майя Болотова к 2004 году имела отношение к малоизвестным компаниям («Промсвязьавто», «Стройвип» и «Индустрия импорт»), которые относят к Промсвязьбанку, подконтрольному братьям Алексею и Дмитрию Ананьевым. Фирма «Стройвип», с тем же адресом, что и у банка, в 2002-м стала одним из акционеров крупнейшего издательско-полиграфического комплекса «Пресса-1» (бывшая «Правда»).
К 2005 году Болотова получала доход от «Каприз-Стелл». В тот период компания входила в группу акционеров (управляющая компания «Промсвязь», «Промсвязьинвест», «Доходная инвестиционная компания»), владеющих 2,28 процента акций крупнейшего оператора российской стационарной связи ОАО «ЦентрТелеком».
Связаться с Майей Болотовой не удалось.
Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев сообщил «Новой», что Николай Токарев пока не дает комментариев.
В пресс-службе «ЛУКОЙЛа» сообщили, что не считают возможным оценивать назначения государственного уровня. В компании называют ошибочным мнение, что выходец из «ЛУКОЙЛа» Семен Вайншток, будучи главой «Транснефти», влиял на что-либо в интересах «ЛУКОЙЛа», потому и не рассуждают о том, может ли фигура Николая Токарева быть компромиссной.
Справка
Среди партнеров Геннадия Тимченко называли бывших сотрудников советской разведки Андрея Панникова и Вячеслава Ровнейко, которые работали в Европе под прикрытием торговых представительств СССР (подробнее — «Новая газета» № 85 за 2005 год). Панников — один из первых нефтетрейдеров, соучредитель совместного предприятия «Юралс», продававшего за рубежом продукцию Киришского нефтеперерабатывающего завода (Ленинградская область). Ровнейко – также соучредитель структур «Юралса». Тимченко входил в руководство финского подразделения компании. Геннадий Тимченко знаком с Владимиром Путиным и числился соучредителем питерского клуба дзюдо «Явара-Нева», почетным президентом которого значился Путин.
По совпадению к компании «Промсвязьавто» одновременно с Майей Болотовой имели отношение один из крупнейших подмосковных землевладельцев Илья Дыскин, имя которого не раз упоминалось в связи с земельными конфликтами, а также Владимир Лебедев – брат сенатора Леонида Лебедева – одного из основателей многопрофильной группы «Синтез», специализирующейся на проектах в нефтяном и энергетическом комплексах («Негуснефть», «Синтез Петролеум», «Синтезнефтегаз», «Арктикшельфнефтегаз»). Партнером Лебедева (подробнее — «Новая газета» № 63 за 2006 год) был предприниматель Александр Жуков, который живет в Великобритании и контролирует офшорный фонд «Гленгари» (Glengary Overseas Limited). Фонд владеет 25,88 процента акциями британской нефтегазовой компании JKX Oil&Gas, развивающей проекты в Украине, США, Грузии, Италии, Болгарии и Турции. Одним из совладельцев компании является украинский предприниматель Дмитрий Фирташ, контролирующий вместе с Иваном Фурсиным половину «Росукрэнерго».
От редакции
Изучая деловую активность семей высокопоставленных чиновников в рамках рубрики «Родственный бизнес», несправедливо забывать о руководителях государственных монополий. Мы продолжим исследовать биографии и генеалогические древа руководителей крупнейших госкомпаний. Некоторые бизнес-проекты с участием их родственников процветают в непосредственной близости от Кремля.
На очереди — «Роснефть».
Источник: «Новая газета»