Мэр «поднялся» на инвалидах

Мэр «поднялся» на инвалидах
Дикая история: создается впечатление, что мэр Омска Виктор Шрейдер использовал инвалидов для отчетности и саморекламы. Сначала перед выборами, а затем — для бодрого доклада президенту

Еще в октябре прошлого года к Валентине Горбатенко, проживающей на окраине Омска, нагрянула комиссия мэрии с головокружительной вестью: «Вы включены как инвалид-колясочник в экспериментальную программу: у вас в подъезде будет установлен подъемник. И не простой…». Заместитель мэра рассказала, что это новый вид пандуса, такого в стране еще нет: вдоль пролетов по потолку прокладывается монорельс, к нему цепляется люлька — инвалид сам пересаживается в нее, сам меняет ее высоту, управляет движением (у него в руках пульт). В общем, чудо цивилизации: двигатель заказали в Швейцарии, комплектующие — тоже за рубежом.

Но прошли выборы мэра, подъемник использовали в пиар-целях (но так и не установили), о Валентине Горбатенко забыли. А недавно ее подъемник «всплыл» на встрече мэра с президентом…

Валентина Георгиевна в коляске 24 года. На улице в последний раз, не считая вызова «скорой», была полтора года назад. Так захотелось подышать свежим воздухом: муж Юрий, тоже инвалид, но ходячий, уговорил троих соседей помочь — вынести и занести ее обратно на третий этаж (меньшим числом даже здоровым мужчинам не справиться).

«Скорую» пришлось вызывать после ухода комиссии: температура подскочила до 40. «От радости», — говорит она. Радость была настолько большой и внезапной, что организм еле выдержал.

Почему эта радость выпала именно Валентине Горбатенко? Мэрия объяснила это стечением обстоятельств. Первое: Россия подписала Международную конвенцию о правах инвалидов. Второе: мэр Омска Виктор Шрейдер вошел в Совет по делам инвалидов при президенте РФ. Третье: ей повезло, поскольку она проживает в «хрущевке» — как раз для таких домов с узкими пролетами и маленькими площадками предназначен монорельсовый пандус. И последнее: мэрия обрадовала не только Валентину Георгиевну, но и живущую этажом ниже пенсионерку Евдокию Зырянову. Редкий случай — в одном подъезде два инвалида-колясочника, что удваивает эффективность эксперимента. Таким образом, мэрия сделала правильный выбор — и с моральной точки зрения, и с экономической.

Явление под окнами

Вскоре после неожиданного визита чиновников двор наполнился гулом. «Появились откуда-то грейдеры, грузовики, — рассказывает Валентина Георгиевна, — уложили асфальт, заровняли все ямки, даже мусорные баки помыли — любо-дорого посмотреть». В январе к ней заглянул мастер из ЖЭКа: «Подготовьтесь, к вам в гости, наверное, придет мэр, а может быть, даже и губернатор». Потом было еще два предупреждения о возможном явлении высоких гостей. Но до ее порога они так и не дошли. Увидеть живого градоначальника Горбатенко смогла только из окна. В конце февраля, недели за две до мэрских выборов, во двор, оцепленный милиционерами, въехал большой красивый автобус. Из него вышли респектабельные мужчины — мэры сибирских и дальневосточных городов. Им было продемонстрировано, прямо на улице, под окнами инвалида, действие нового пандуса. Монорельс подсоединили к двум столбам, подвесили люльку, посадили в нее мужчину ходячего (видимо, из чиновников), прокатили его туда-сюда, приподняли и опустили. Действо, которые снимали многочисленные телекамеры, потом не раз показали по городским и региональным каналам. Мэр, ожидаемый Валентиной Георгиевной с большим волнением, в гости к ней не зашел, правда, вечером в тот же день позвонила зам мэра и принесла от его имени извинения: «Не волнуйтесь, мы помним о вас…».

В подтверждение своей доброй памяти мэрия прислала Валентине Георгиевне письмо (датировано 11 марта с.г.): «На Ваше обращение по вопросу о сроках установки подъемника, направленное кандидату в мэры г. Омска В.Ф. Шрейдеру, сообщаем, что в настоящее время ведутся работы по доведению конструкции подъемника для обеспечения выезда инвалиду-колясочнику (выделено ред.) на улицу. Работы по установке данной конструкции будут завершены до 1 июня 2010 года».

Подошло долгожданное число — тишина. В общественной приемной мэра инвалиду ответили: «Это же опытный образец, нам его надо запатентовать. До 1 августа установим». Эта дата указана и в письменном ответе (в данном случае заминка с установкой подъемника объясняется непредвиденной «задержкой поставки комплектующих деталей от зарубежного поставщика»).

Приземление

4 июля в программе «Вести недели. Омск» мэр рассказал о своей поездке в столицу, где докладывал о новом приспособлении для инвалидов президенту РФ. «Подъемник готов», — сообщил телезрителям Виктор Филиппович и назвал адрес, где он будет установлен, но совсем не тот, что у Валентины Георгиевны. Температура у нее снова повысилась… Оставалась еще надежда на оплошность помощников или замов каких-нибудь городского главы: может, что-то напутали с адресом. Позвонила сотруднице муниципалитета. Г-жа Митина успокоила: во всех документах, в том числе и отправленных президенту, фигурирует только дом, где проживает Валентина Георгиевна. Стало быть, в разговоре с главой государства речь шла о подъемнике, предназначенном для нее. Вопрос на контроле у главы Центрального округа. Позвонила ему. Сергей Будько подтвердил слова мэра: подъемник будет монтироваться в административном здании, по ул. Фрунзе, 93. Там на 5-м этаже — Центр реабилитации инвалидов войны, «афганцев», «чеченцев». Подъемник им нужен, они заслужили. Горбатенко в этом не сомневается, но ей-то как быть и ее соседке? Из муниципалитета Евдокии Алексеевне пришли те же ответы: «Вам поставят, когда он будет запущен в серийное производство. Опытные образцы устанавливать в жилых домах не положено».

Будько предложил Валентине Георгиевне до лучших времен «закрыть тему». Она ему дала слово, что в покое его и мэрию не оставит. «Мне обидно, что никто даже не извинился, не удосужился объяснить». Если бы не позвонила сама, то и не узнала бы, что надежды на новую жизнь переносятся на неопределенный срок.

Особые поручения

После общения с главой округа пришлось снова вызывать «скорую», диагноз — гипертонический криз. Потом она написала письмо главе города «Прошу Вашего объяснения…» (ответа пока нет). Позвонила женщина из комитета территориального общественного самоуправления (КТОС), призналась: «Мне поручено утихомирить тебя». Похоже, получил деликатное поручение и старший по дому Петр Киселев: собрать против подъемника подписи жильцов. Соседи Горбатенко рассказывают, что Петр Николаевич говорил: «Вы будете об этот подъемник стукаться головами. Он будет потреблять электричество в местах общего пользования, и вам его придется оплачивать». Что не соответствует действительности: подъемник работает от автономного источника питания (на батарейках). Бабушке из 76-й квартиры привел, по ее словам, убедительный аргумент: «Вот ты умрешь, а твой гроб даже не смогут вынести».

А потом сообщил Валентине Горбатенко, что против подъемника «подписались все».

Мы с ее мужем Юрием провели маленькое расследование: обошли все квартиры на первых трех этажах. Во всех, где хозяева оказались дома, они ответили, что никаких бумаг против подъемника не подписывали. Заглянули к Евдокии Алексеевне Зыряновой. Она сказала нам, что последний раз была на улице два года назад. Тогда сын привел знакомых ребят, они ее вынесли.

«Во время доклада на Совете по делам инвалидов при президенте России всех собравшихся очень заинтересовало омское изобретение. И руководитель аппарата президента Евгений Нарышкин дал особое распоряжение детально изучить наш опыт и рекомендовать его к распространению по всей стране», — рассказал на брифинге мэр города Виктор Шрейдер.

Почти месяц назад, 30 июля Валентина Горбатенко отправила заявление в областную прокуратуру.

В Центре реабилитации инвалидов «Новой» сказали, что никаких действий по установке подъемника пока не предпринимается.

Источник: «Новая газета»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий