Крест и молот

Крест и молот
Как сталинский Кремль рулил церковью

Эра тотальных гонений со стороны власти неожиданно закончилась для Русской православной церкви 67 лет тому назад. В сентябре 1943 года Сталин внезапно пригласил в Кремль митрополитов Сергия, Алексия и Николая, обласкал их и разрешил немедленно заполнить пустовавший вот уже 18 лет пост патриарха. В канун годовщины в редакцию попали уникальные документы. Это записи разговоров с кремлевскими вождями, которые делал сталинский связник с РПЦ — председатель правительственного Совета по делам Русской православной церкви офицер госбезопасности Георгий Карпов.

Во время приема в Кремле 4 сентября 1943 года трех митрополитов Русской православной церкви — Сергия, Николая и Алексия — товарищ Сталин И.В. объявил им, что Правительство Союза предоставляет для патриархии, Синода и квартиры патриарха особняк, принадлежащий “Бюробину” (Бюро по обслуживанию иностранцев) НКИД СССР, по Чистому пер., дом 5, со всем находящимся там имуществом. Вскоре после занятия этого особняка Московской патриархией “Бюробин” предоставил своему работнику Кашуро квартиру во флигеле, расположенном во дворе особняка и использовавшемся до этого под складское помещение. Вскоре Кашуро выехал в командировку и, вернувшись из нее в августе 1944 года, заявил представителям патриархии, что он получил назначение на работу в Эстонскую ССР, в связи с чем предполагает семью взять с собой, а занимаемой им квартирой может воспользоваться патриархия, чтобы не вселился в нее кто-нибудь посторонний.

В 1945 году у Московской патриархии возникла необходимость в дополнительной жилой площади для сестры патриарха Алексия. Патриарх Алексий обратился в Совет по делам Русской православной церкви с просьбой исходатайствовать ему разрешение на занятие флигеля во дворе. Совет обратился с соответствующим письмом через заместителя народного комиссара иностранных дел товарища Деканозова и получил согласие от быв. начальника “Бюробина” тов. Гришина на занятие патриархией флигеля. На основании этих указаний тов. Андреева представители патриархии — эконом патриархии архимандрит Разумов, секретарь патриарха Парийский, завхоз Русаков и бывший дворник “Бюробина” Кутепов — составили опись имущества, оставленного Кашуро, и после этого перенесли его в кладовую. Учитывая, что помещение флигеля находилось в запущенном состоянии, патриархия произвела капитальный ремонт, израсходовав на него 41 тыс. рублей. После этого во флигель и вселилась сестра патриарха, приехавшая из Ленинграда.

Весной 1946 года Кашуро приехал в Москву, продал Московской патриархии на несколько тысяч рублей мебель и некоторые другие вещи (получил больше 10 тысяч рублей, но без расписки) и, не претендуя на флигель, в то же время давал понять представителям патриархии, что они должны его компенсировать, выдав “откупные” в размере 50 тысяч рублей на приобретение равноценной квартиры.

Московская патриархия отказала Кашуро в выдаче “откупных”. Когда же Кашуро вернулся летом 1946 года в Москву совсем, не имея уже никакого отношения к “Бюробину”, откуда был уволен, он начал требовать от патриархии освобождения флигеля, предъявляя при этом охранную грамоту Моссовета, и неоднократно устраивал скандалы и дебоши, доходя до оскорбления ряда лиц. Обращался Кашуро и в Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР с просьбой или выселить патриархию из флигеля, или предоставить ему равноценную жилплощадь.

ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ
От завхоза патриархии

Доклад

Сего 26 декабря я был вызван в приемную гр-ном Кашуро. Он предъявил мне претензии по ряду вещей из его имущества: незабранного в свое время стула, нескольких книг из личной технической библиотеки, колонки и душевой сетки к ванне, чугунной кухонной надплиточной доски.

Стул и надплиточную доску я предложил гр-ну Кашуре забрать и указал место нахождения этих предметов; в отношении книг еще раз, как и раньше, повторил ему, что не получал таковых на хранение и ответственным себя за них не считаю; что же касается до колонки и душевой сетки, я отвел все претензии ко мне указанием на то, что данные предметы входят в инвентарь дома и по поводу их надлежит обратиться с заявлением к управделами.

В дальнейшем разговоре гр-н Кашуро указал, что им подано заявление в нарсуд на выселение проживающих во флигеле патриархии лиц, что суд, отмененный на сегодня из-за болезни ответчиков, состоится в первых числах января и что-де иск на помещение, в каковом он, гр-н Кашуро, проживал до 1945 г., вполне обоснован. В доказательство своих суждений гр-н Кашуро сослался на акт передачи Московской патриархии помещения от “Бюробина”. Подлинник этого документа он мне показал. В акте значится, что “представитель “Бюробина” тов. Кузнецов сдал, а управляющий делами Священного синода протоиерей Колчицкий принял в арендное пользование здание особняка по Чистому пер., 5, и имущество с соответствующими описями”. По мнению гр-на Кашуро, передано “Бюробином” в арендное пользование только одно здание особняка, а о дворовых постройках в акте никаких упоминаний нет. В итоге разговоров гр-н Кашуро указал, что он откажется от домогательств помещения для себя по Чистому пер., 5, если патриархия компенсирует его равноценной квартирой хотя бы в виде небольшой загородной дачи.

Коммунисты и православные, объединяйтесь!

Январь 1947 года

Я был на очередном приеме у К.Е.Ворошилова в Совете Министров СССР. Прежде чем я успел ставить тов. Ворошилову вопросы, подготовленные мною на разрешение, К.Е. в беседе со мной сказал свое мнение о значении православия с точки зрения государственной и международной.

«Ваша работа — это только начало. Большое значение будет иметь православие еще в будущем. За границей в смысле нашего влияния это еще довольно сильный рычаг”. “По отношению к другим вероисповеданиям, и прежде всего по отношению к католической церкви, православие имеет (да и имело и раньше) прогрессивность в том смысле, что оно (православие) не претендует на влияние или подчинение себе светской (гражданской) власти. И чаще всего не вмешивается в дела чисто государственные как у нас, так и на Западе. До времен Петра или, вернее, — поправил себя К.Е., — до Иоанна Грозного иерархи пробовали командовать над светской властью, но позднее это все постепенно отходило, а теперь не может быть и речи. Да и в других странах не видно, чтобы православная церковь на это претендовала. Учтите другое, что успех политики в славянских странах много зависит именно от того, что там господствует или занимает значительное место по сравнению с другими вероисповеданиями православная церковь. Это можно сказать в отношении Югославии, Болгарии и даже Румынии.

Я думаю, что и отношение Польши к нам было бы легче и лучше, если бы в Польше господствовала не католическая церковь, а православная. Другое дело — другие церкви, и прежде всего католическая. У них на первом месте политика, дипломатия и даже больше — они свою церковь рассматривают как государство. И нужно сказать, что этот папа, считающий себя наместником Петра или Христа на земле, за века сумел так овладеть значительной частью человечества, что в этом отношении он много сильнее Гитлера. Каждый из них имел свои силы и рычаги, и если папа против Гитлера не выступал, хотя тот имел свои счеты с католической церковью, — на то были другие причины.

Католичество — это сила, — повторил К.Е., — я уже не говорю об их капиталах, об их подготовке кадров, доходящей до исступления; об их организации со всеми контрагенациями(??контрагитациями?), но возьмите только один вопрос — во что они превращают человека, исповедующего их религию? Это же больше чем порабощение. В любой стране вы это увидите. Я видел в Будапеште, что люди (монахи) ходят как мумии и больше ни о чем не думают, как только о папе, и других законов не признают, а только исходящие от святого престола. По отношению к нам, да и по отношению ко всем демократическим странам сегодня католичество — один из злейших врагов. А раз так, то прежде всего это враг православной церкви, да и не только ее, а и других.

Я не знаю хорошо англиканскую церковь, но думаю, что в борьбе с католичеством православная церковь могла бы найти и с ней общий язык. Вообще если в этом отношении православная церковь, как один из непримиримых врагов католицизма, могла бы быть инициативной, она могла бы найти блок с лютеранами, евангеликами и другими, своеобразно блокируя хотя бы в духовном отношении папу. В этом отношении даже баптисты вас поддержат, хотя их, баптистов, этих фанатиков, я, кажется, больше всех ненавижу, и они недалеко ушли от католиков”.

Митрополит без бензина

Начало 1944 года

4 сентября 1943 года во время приема митрополитов Сергия, Алексия и Николая Председатель Совнаркома Союза ССР товарищ И.В.Сталин распорядился о предоставлении в распоряжение Московской патриархии 3—4 легковых автомашин.

Через 3—4 дня для патриарха Сергия была предоставлена машина “ЗИС” из резерва НКГБ СССР, с шофером и горючим. Этой машиной патриарх Сергий и распоряжается до настоящего времени. Вторая машина предназначалась для митрополита Николая. Когда выяснилось, что выделение второй машины из резерва НКГБ СССР затруднительно, и к тому времени было напоминание со стороны Председателя Совнаркома Союза ССР товарища И.В.Сталина, Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР 30.Х.1943 года обратился с письмом за №5С на имя заместителя Председателя Совнаркома Союза ССР тов. Молотова.

Согласно резолюции тов. В.М.Молотова, на имя начальника Тыла Красной Армии тов. Хрулева А.В. было направлено письмо за подписью управляющего делами Совнаркома Союза ССР тов. Я.Е.Чадаева с просьбой выделить одну легковую автомашину “ЗИС-101”, из числа ремонтируемых машин на московских заводах для наркомата обороны, в распоряжение Московской патриархии для митрополита Николая. Последующими распоряжениями тов. Хрулева машина была выделена и в декабре месяце предоставлена митрополиту Николаю, но за наличный расчет патриархии (выплачено 26 000 рублей). Митрополит Николай обращался в совет с вопросом, что он понял распоряжение главы правительства не как право на покупку машины, а как предоставление в безвозмездное пользование. К тому же пользоваться машиной он пока еще не может как не прикрепленной к гаражу и не обеспеченной горючим.

Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР обратился 25.ХII.1943 г. с письмом за №115 к заместителю Председателя Совнаркома Союза ССР тов. А.И.Микояну о даче распоряжения Главнефтеснабу о выделении фонда бензина на 1944 год из расчета 600 литров в месяц на машину. По наведенным справкам, до 30.XII. данное письмо было у зам. заведующего Секретариатом тов. Микояна — тов. Фирсова И.А.; 2 января письмо было у тов. Соколова А.И., начальника группы по вопросам снабжения нефтепродуктами. Тов. Соколов сообщил, что к письму готовы предложения в положительном смысле, но Анастасу Ивановичу Микояну еще не доложено. До сегодняшнего дня митрополит Николай со дня получения машины из-за отсутствия горючего не может ею пользоваться и ежедневно обращается в совет. Со своей стороны считал бы желательным скорейшее получение бензина и прикрепление машины к одному из гаражей Бауманского района гор. Москвы.

Пастырь пастырей в погонах

Октябрь 1943 года

Я доложил товарищу Молотову, что до сегодняшнего дня я свои обязанности Председателя Совета совмещаю с исполнением обязанностей начальника отдела в НКГБ и что имею поручение тов. Меркулова спросить, следует ли меня освободить от работы в НКГБ или совмещать? Товарищ Молотов ответил на это: “Сейчас я Вам не могу сказать, мы еще подумаем. Если Ваше должностное положение в НКГБ не публикуется в газетах и не придано официальной гласности, то я считаю возможным совмещение, но решим это позднее”.

Комментарий

Из органов КГБ Георгий Карпов был уволен лишь в марте 1955 года. Совет по делам РПЦ он после этого возглавлял еще пять лет.

О поклонах и национальной гордости

Октябрь 1943 года

Я спросил товарища Молотова, какой линии следует держаться патриарху в части подготовки делегации в Англию. Товарищ Молотов, не спрашивая моего мнения на этот счет, дал следующие указания: “От посылки в Англию церковной делегации следует воздержаться. В разговоре с патриархом, если он будет напоминать, скажите, что в силу национальной гордости нам не следует кланяться и так быстро реагировать на их предложение, к тому же и воюют они еще плохо. Одно дело когда они приезжали к нам на поклон, другое дело нам ехать туда. Я считаю, что нужно воздержаться. Так вежливо и скажите патриарху”.

Маршал против мощей

Январь 1947 года

Мною было доложено тов. Ворошилову, что патриарх, а также некоторые епархиальные управления ставили несколько раз перед советом вопросы о возвращении некоторых “мощей” из числа находящихся в музеях. Так, например, были поставлены вопросы о возвращении “мощей” Иоасафа Белгородского, сейчас находящихся в бывшем антирелигиозном музее в Москве; “мощей” Иннокентия Иркутского, местонахождение которых пока не установлено; “мощей” Иоанна Тобольского, находящихся сейчас в Краеведческом музее гор. Тобольска и др. Относясь отрицательно к этому вопросу и сейчас, докладываю об этом только на предмет получения подтверждения, правильно ли мнение совета по этому вопросу, или нет. К.Е. сказал, что “абсолютно правильно, и я не знаю мнения товарища Сталина, но думаю, что этот вопрос разрешать не следует, да к тому же меня удивляет, почему патриарх ставит об этом вопрос”.

Когда я доложил тов. Ворошилову о наличии “мощей” в Троице-Сергиевой лавре (вопрос разрешен правительством в 1945 г.), тов. Ворошилов сказал: “Ну это особый вопрос, а я думаю, что с патриархом вам надо лично переговорить, так, в неофициальной как бы постановке и не глядя в данном случае ему в глаза, сказать примерно следующее: не пора ли Русской православной церкви отказаться от этого, т.к. это тянет ее слишком назад. От этого отказались уже многие церкви на Западе. Церковь должна пересмотреть этот вопрос, она, по-моему, на этом будет терять свой авторитет. Это мистицизм, и верующая часть интеллигенции да и середняк-верующий воспримут это плохо. Отжило это уже”.

Дары безбожников

Январь 1944 года

21 января мною было доложено заместителю Председателя СНК СССР тов. В.М.Молотову, что 24 января — день рождения патриарха Сергия, которому исполнится 77 лет, и внесено предложение сделать патриарху подарок из промтоваров, вин, фруктов, кондитерских изделий на сумму до 10 тыс. рублей.

Тов. Молотов одобрил это предложение и дал указание сделать патриарху подарок на сумму в 30—35 тыс. рублей, продумать, как эту сумму использовать, и доложить тов. Молотову. Кроме того, тов. Молотов дал указание сделать подарки еще человек на 10 ведущих лиц в Русской церкви (митрополиты, епископы). Тогда же мною было доложено тов. Молотову, что я намечаю в подарок патриарху купить карманные золотые часы, шелковый бархат для патриаршей мантии, шелковый репс для рясы, шелковое полотно на 6 пар белья, 10 бутылок коньяку, 10 бутылок шампанского, 10 килограммов фруктов, икры, шоколад. В отношении подарков епископу я внес предложение приурочить это к пасхальному празднику. Тов. Молотов одобрил мои предложения.

Как к нам попал “архив Карпова”

“Дело №1: записи указаний, полученных на приемах в директивных органах” было помечено грифом “секретно” и хранилось в закрытых архивах. Но в конце советской эпохи многолетний помощник Егора Лигачева по ЦК КПСС Валерий Легостаев все-таки осмелился взять себе копию “Дела №1”. Несколько лет тому назад Легостаев трагически погиб. Разбирая архив покойного, друг его семьи, бывший инспектор совета по делам религий РСФСР Олег Солодухин, и обнаружил эту тетрадь.

Продолжение следует

Архивные докумнты (PDF, 13 мб.)

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий