Янукович примеряет бренды Суркова

Янукович примеряет бренды Суркова

В мире, действующем по законам постиндустриального общества, важнейшее значение приобретают две вещи: «месседж» и «картинка». Правят же бал те, кто умеет удачным образом выстроить комбинацию этих элементов, а еще лучше, сделать целый «видеоряд». Тот, чей «месседж», объединенный с «картинкой» будут распространены через СМИ, получит власть над их аудиторией. Чем больше «медиа-покрытие», тем больше власть. Территории не имеют значения. Значение имеет язык, на котором создан посыл и мощность СМИ, ретранслирующего сигнал. Значения не имеют чины и звания: все кто «принимает», а не транслирует сигнал – аудитория. Над ней медиакрат устанавливает свой семантический диктат.

Политика в России, ее внешняя сторона, уже давно вовлечена в эти игры на информационное выживание. Более того, правящая элита научилась довольно эффективно реализовывать свои медиа-стратегии, создавать идеологические бренды, жонглировать калейдоскопом политических проектов. Концепты «Суверенной демократии», «Модернизации», «Национальных проектов», «Стратегии 2020», успешно взрывали в свое время информационное поле. Не обсуждая их идеологического содержания и практического применения, следует оценить их информационную перспективность. Выйдя из рупора СМИ, они потянули за собой шлейф обсуждений в экспертных кругах, прочно вошли в лексикон лояльных власти политиков, стали притчей во языцех оппозиционной критики. Естественно, здесь велика роль государственных ресурсов, финансовых вливаний, поддерживавших на плаву эти бренды, но, все же, нельзя не обозначить фундаментальное идейное и стилистическое влияние на эти процессы главного контент-менеджера Кремля Владислава Суркова.

Конечно, после того, как было обнародовано имя идеолога и оператора этих массовых кампаний, на него обрушился гигантский поток критики. Суркова обвиняли в некомпетентности, создании «дутых» идеологических проектов, концепций, заранее пригодных для их капиталоемкой симуляции. Все это, наверное, имело место быть, но критики осуждали совсем не то, для чего эти бренды были созданы. Обсуждать нужно было медийный эффект – тот капитал, который больше всего ценится в обществе постмодерна. То, что не был оценен их информационный эффект и потенциал, – показатель того, насколько «серьезно» сегодняшние эксперты и политтехнологи относятся к реальному постмодернистскому инструментарию. Будучи выходцами из классического социалистического индустриального общества, они слишком «доверяют» материи и, время от времени, требуют предъявить «реальный» эквивалент информационным камланиям, продемонстрировать капитал или власть, стоящие за Кремлем.

А это методически неверно. Нельзя верить тому, кто орет по всем углам об информационном обществе и постмодерне, но при этом боязливо отдавая предпочтение боевому, а не информационному патрону. Это означает, что либо перед Вами жулик, умело оказывающий «политтехнологические» услуги за приличную сумму, либо человек, который вообще ничего не понимает в постиндустриальном обществе и его структуре.

Концепты Суркова, создав под собой мощную информационную базу, завоевали внимание не только политического класса России, но и ближнего зарубежья, некоторые страны которого, благодаря этим концептам, в перспективе могут перестать быть его частью.

Речь идет, прежде всего, об Украине, где недавно избранный президент Виктор Янукович неожиданно стал примеривать политическую стилистику, выработанную в кабинетах Кремля. Так, по информационным агентствам уже разошлась примечательная цитата, в которой он говорит о том, что украинцам необходимо «провести системную модернизацию страны, превратить ее в сильную, процветающую республику». Не правда ли, термин, звучащий в этих строках, вполне определенно отсылает нас к идеологическому и политическому багажу президента Медведева? Уже само по себе заимствование украинским президентом мейнстримной внутриполитической российской риторики является конкретным «знаком времени» в отношениях наших государств. Этот факт вполне может стать символическим стартом сближения наших позиций, выработки единого политического языка для общения на высшем уровне.

Другое дело, если мы попытаемся расценить это не как символический акт, а как понятийный или конкретно-политический шаг, здесь нас как всегда будет поджидать конфликт интерпретаций.

Но опомниться и отрефлексировать свое высказывание Янукович нам не дает, тут же он наносит еще один «брендовый удар», заявляя на встрече с представителями деловых кругов Седьмого украинско-российского экономического форума, что следующий год украинские власти «должны начать в рамках работы программы развития Украины до 2020 года». Здесь уже действительно можно давать занавес, поскольку намек и отсылка к «стратегии 2020» более чем откровенные.

А это уже серьезно, это не просто мимоходное жонглирование «модернизацией». Программа «Украина 2020» будет представлять собой вполне конкретный политический и идеологический документ, а ее создание – дело уже текущего года.

Таким образом, очевидно, что политические бренды России, созданные в кулуарах Кремля, уже перекочевали на украинскую почву, а в условиях постиндустриальных стратегий это означает едва ли не присоединение Украины к нашей стране. Если удастся сформировать единое информационно-смысловое поле, простирающееся на территориях наших государств, то вопрос конкретной политической и экономической интеграции станут прямым и неизбежным следствием такого развития событий.

Возможно Янукович «играет» с Российской Федерацией символическими жестами, считая, что этим действия Украины могут ограничиться. Тем хуже для него. Кремль не спит, и за экспансией политических брендов последуют вполне конкретные политические решения. Если коготок Януковича увязнет в информационных сетях, сплетенных в России, то всей птичке – пропасть.

Это весьма неожиданный поворот событий. До сегодняшнего дня никто и подумать не мог, что антуражные внутриполитические арт-идеологемы способны совершать экспансию за границей Российской Федерации. И теперь уже не важно, как они «сыграли» внутри России, сколько на их почве было произведено спекуляций. Если эти магические формулы поспособствуют интеграции России и Украины, можно будет простить все и громко воспеть гимны гению Суркова & Cо.

Дело теперь, конечно, в реалполитик, должны последовать ходы российской дипломатии и сырьевого лобби. В противном случае, рассчитывать на автоматическое вхождение Украины в разряд стратегических союзников, более чем наивно. Правда, теперь трудно предугадать, как аукнется на Украине еще какой-нибудь магическо-политический пассаж Суркова. Уж не ожидать ли нам появления на родине Тараса Бульбы концепта «незалэжной демократии»?

Источник: «Сегодня.ру»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий