Злоупотребления в роснедрах

Злоупотребления в Роснедрах
Чиновник Вадим Согияйнен сумел перестроить «под себя» систему проведения аукционов на лицензии

Генпрокуратура изучит управление лицензирования Роснедр

Усилия властей по наведению порядка в сфере лицензионных отношений могут быть дискредитированы чиновниками среднего уровня. Как свидетельствуют поступившие в Генпрокуратуру материалы, некоторые из них продолжают жить по законам 90-х, используя госаппарат для собственного обогащения: в открытую шантажируя недропользователей, торгуя административным ресурсом и откровенно дискредитируя федеральное правительство.

Не секрет, что многие лицензии на добычу полезных ископаемых в смутные 90-е годы достались случайным так сказать инвесторам, которые не распоряжались полученными активами должным образом. В лучшем случае месторождения простаивали, в худшем варварски использовались, фактически разграбляясь.

Благодаря титаническим усилиям властей в последние 5-7 лет этой сфере наведене относительный порядок на макроуровне. Крупные лицензии переходят к отвественным пользователям, в целом наведен порядок и с выдачей новых лицензий на крупнейшие месторождения. Практика сговоров между участниками аукционов, занижения стартовых условий, подкупа чиновников и использования административного ресурса для отстаивания своих интересов в целом отошла в прошлое. Во всяком случае, перед лицом Министерства природных ресурсов все равны: лицензии могут лишиться и мелкие компании, и ЛУКОЙЛ, и ТНК-ВР.

Однако на микроуровне до сих пор царит форменный бардак. Там где отсутствует четкий контроль со стороны правительства, личный надзор министра Юрий Трутнева к сожаленью возникает возможность для разного рода злоупотреблений. Такая ситуация безусловно представляет массу возможностей для нечистоплотного чиновника.

Печально, что на ключевом посту начальника управления лицензирования оказался такой персонаж как Вадим Согияйнен. Поступившие в Генпорокуратуру материалы свидетельствуют о многочисленных нарушениях в стенах управления. Безусловно, по итогам проверки прокуратура вынесет свой вердикт – если раньше соответствующее кадровое решение не будет принято министром природных ресурсов или главой Роснедр Анатолием Ледовских.

Свой трудовой путь будущий чиновник Вадим Согиляйнен начинал у петербургского предпринимателя с неоднозначной репутацией Александра Аладушкина. Г-н Аладушкин приобрел широкую известность после организации одной из первых в стране рейдерских атак: еще в 1996 году подконтрольная ему компания «Ленстройматериалы» пыталась агрессивно и недружественно поглотить банк «Санкт-Петербург».

Однако всех представителей этой бурной профессии рано или поздно обуревает желание легализоваться. Лучшим, чемпионским вариантом считается переход на госслужбу, что является недостижимой мечтой многих рейдеров.

Говорят, что Согияйнену удалось упросить Аладушкина устроить ему место на госслужбе. Одиозный предприниматель из Северной столицы, используя связи в «питерской тусовке» — состоящей, понятно, не только из ангелов – смог организовать для своего сотрудника хороший выходной билет. Сначала его удалось пристроить в Северо-западное управление Росрезерва, затем добиться перевода в Москву на, впрочем, неинтересный пост в, как тогда казалось, тухлом Минприроды.

Однако с одной стороны, во многом благодаря Юрию Трутневу, занявшему пост министра, значение и авторитет ведомства значительно выросли. С другой – пассионарный человек всегда найдет поле для деятельности даже в казалось бы безнадежной ситуации.

Так получилось и с Согияйненом. Дослужившись до поста начальника ключеового управления лицензирования, он нашел способ перестроить «под себя» процедуру подготовки и проведения конкурсов и аукционов.

Начать с того, что элемент независимой экспертизы из процедуры был де факто просто исключен. На пост руководителя группы подготовки аукционов и конкурсов в специализипрованном институте (ЦНИГРИ) ему удалось пропихнуть своего петербургского приятеля, если не близкого друга, Кивалова Я.Я.

Более того, захватив контроль над институтом, группе Согияйнена удалось исключить из процедуры подготовки конкурсов на местах центральный аппарат министерства, в значительной степени и сегодня состоящий из профессионалов, стоящих на страже государственных интересов.

По введенной Согияйненом процедуре все поступающие из регионов документы в обход центрального аппарата агентства направлялись в ЦНИГРИ к его приятелю Кивалову. Который, понятно, выдавал нужные рекомендации и заключения.

Что это дало? Возможность манипулировать стартовой ценой – равно как и прочими условиями проведения конкурсов и аукционов. И как утверждается в поступивших в прокуратуру материалах, группе Согияйнена удалось воспользоваться такой возможностью в полной мере.

Конечно, в идеальных условиях даже низкая, искусственно заниженнная стартовая цена не будет проблемой. Конкурирующие на аукционе компании должны загнать цену на тот уровень, когда заплатить ее готов лишь один из претендентов.

Но о свободной конкуренции на организуемых Согияйненом аукционах, как свидетельствуют поступитвшие в прокуратуру документы, не было и речи. Официально юридическую экспертизу заявок на предмет соответствия условиям конкурса/аукциона проводит ФГУП СРП «Недра». В реальности материалы изучал лично Согияйнен.

В результате, к аукционам и конкурсам допускались компании, «согласовавшие» этот факт лично с начальником управления лицензирования. Такие «согласования» непременно проходили за стенами Федерального агентства, в различных кафе и ресторанах, где Согияйнен проводил порой большую часть рабочего дня.

В материалах, поступивших в прокуратуру детально описана процедура «согласования» допуска к участию в аукционах. «В случае, если на участие в аукционе поданы две недоговорные заявки, то заявителям делается звонок по телефону (благо все сведения об участниках есть в зваявочных материалах) и предлагается перевести определенную сумму на счет специально созданного предприятия, чтобы не было проблем с допуском. Такие платежи легко отследить».

Однако порой даже платежи на счета специально созданных предприятий не помогали решить вопрос с допуском на аукционы. Оперативные материалы свидетельствуют, что не раз и не два лицензии были гарантированы конкретным участникам торгов – тогда все прочие не допускались в принципе. Здесь более чем кстати была и возможность установления заниженных стартовых цен. Как известно, чем ниже цена, тем больше экономит покупатель, и тем больше он должен «откатить» благодетелю в Роснедрах.

По свидетельству сотрудников Согияйнен щедро делился с подчиненными своими заработками, щедро одаривая их по поводу и без. Однако «старые» сотрудникит Роснедр, те, кто пришли на госслужбу не для того, что «работать на себя», таких подарков гнушались. Более того, многие из них принимали решение оставить службу в Роснедрах, начался непрекращающийся уже не первый год отток кадров из аппарата агентства.

На место квалифицированных кадров, проверенных специалистов, Согияйнен зачастую вызывал своих приятелей из Петербурга, имеющих опыт торговли продуктами питания, но без специального образования, навыков и компетенций. Попытка найти специалиста также закончилась конфузом. Нанятый Согияйненом, заместитель начальника отдела нефти и газа Владимир Гоннов действительно имеет опыт работы в ТЭК, но уж больно неоднозначный: в 2004 году он был уволен с поста первого вице-губернатора Коми-пермяцкого округа за нецелевое использование средств, выделнных на строительство газопровода, пытался оспорить это решение в суде, но безуспешно.

Происходила и происходит профессиональная деграция Роснедр. Теперь она дошла до своего логического конца. Поток разного рода сомнительных приятелей Согияйнена оскудел. Вакансии, высвобождающиеся с конца прошлого года, не замещаются. С молчаливого согласия начальника управления лицензирования, их функции приняли на себя сотрудники коммерческих структур, ходоки от которых давно уже заполнили коридоры Роснедр (так что попасть на прием к Согияйнену его сотрудникам приходилось стоять в очереди из бизнеменов). Теперь они в открытую готовят государственные документы в освободившихся кабинетах сотрудников управления лицензирования.

Вопрос, кажется, состоит уже в том, кто первым примет меры, будет ли Минприроды дожидаться окончания расследования генпрокуратуры. Ведь для того, чтобы принять кадровое решение Юрию Трутневу или Анатолию Ледовских достаточно, кажется, просто без предупреждения заглянуть в управление лицензирования: увиденного будет более чем достаточно.

Автор материала — Сергей Краснов,
«Секретные материалы России»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий