Кому достанется Крым (часть первая)
Русские, татары и украинцы вновь делят благословенный полуостров в Черном море
«Что ж ты, Даша, по Крыму который день без дела бегаешь? — спросил меня мой симферопольский знакомый. — Забила бы колышки в землю, деньгу бы заработала». «Так я ж не подданная Украины, — объясняю я. — Как же я землю займу? Кто мне документы оформит?» «Так самозахватом, милая. А потом в газету: «Продаю участок, неприватизированный самозахват. Сотка — тысяча долларов». Вон сколько таких объявлений. И фамилия у тебя подходящая, татарская. Экая ты нерасторопная».
Я понимающе усмехаюсь, но, если честно, руки у меня и впрямь чешутся. Сделал же местный журналист Юра Першиков эксперимент с самозахватом земли. «А вот посмотрим, сойдет мне это с рук, как татарам, или нет, — заявил он мне. — И документы подам на узаконивание, как полагается. Мне лидер крымских татар Мустафа Джемилев в интервью сказал: «Если человек родился в самолете, разве он будет считать родиной самолет? Для вас, местных русских, Крым — тот же самолет. Вы здесь случайно. Это не ваша родина». Вот и посмотрим, чья это родина».
Бесхозная земля
Крым вновь болен земельной лихорадкой. Первая волна самозахватов (или «самовозвратов», как говорят татары) прошла в 90-е годы, когда вернувшиеся из Узбекистана бывшие депортированные захватили свыше 40 тысяч земельных участков. Рецидив «болезни» случился пару лет назад — на ноги поднялась молодая татарская поросль, новое поколение, алчущее земли и денег. Только в прошлом году в Крыму зарегистрировано более 11 тысяч самозахватов!
Симферополь выглядит как город на осадном положении, окруженный домиками-«туалетами» (как их называют в народе) из желтого ракушечника на захваченных территориях. Столица Крыма — с разбитыми вдрызг дорогами, на которых смело можно проводить танковые учения, и развалившимися домами — живет нараспашку, даже не пытаясь прикрыть свои грехи и пороки. Первое (и самое волнующее) впечатление — ощущение безвластия. Кажется, что можно все и вам за это ничего не будет. Все здесь сложилось в политическую вольницу, независимую и безнаказанную. Все потрясено, сдвинулось и перемешалось. В моде беспорядок умов, взятки и умение «договориться». За один день я наблюдала митинги коммунистов, антиглобалистов, «Русской общины» и ваххабитов. Одним словом, бардак. Чем-то напоминает перестройку 90-х. «Или весну 1917-го после Февральской революции. Уже нет царя, но еще нет крови, — говорит местный политолог Сергей Киселев. — Мы уже начали закупать продукты мешками — муку, сахар, крупы. Чем черт не шутит!»
В этой эйфории (или истерии) безвластия драгоценные земли перекраиваются, точно старые платья. Уже весь Южный берег Крыма заставлен палатками с татарскими флагами, где маются от безделья «самозахватчики». «Это все рабы сидят, мелкие людишки, — говорит судакский казак Алексей Зырянов (казачество — местное поголовное увлечение среди славян). — Не для себя сидят, а для больших людей. Земля стала товаром, теперь за этим стоят серьезные бизнесмены». «Схема проста и отработана до мелочей, — говорит бахчисарайский атаман Сергей Юрченко. — Приезжают на машинах, вбивают колья, ставят палатку и сажают дедушку с палкой, аксакала. Сами ждут реакции. Вот милиция подъехала, спрашивает аксакала: «Чего сидишь?» Дедушка причитает: «Ой, степной Крым живу! Моря нэту, гор нэту, дэнэг нэту! А тут морэ — хорошо, тепло». Старичка не трогают. Ага, власти съели. Следующий шаг — завозятся стройматериалы, но никто ничего не строит. Ждут. Время прошло, значит, проглотили и это. Потом резко человек двести начинают строиться. И за три дня — сто — двести домиков готово. Обиженным народом быть удобно, ходи себе с протянутой рукой: «Дай! Дай! Дай!» А по мне, так нету такой национальности — крымские татары, есть просто татары. А я кто — крымский хохол? А сосед мой Вася — крымский русский? Бред! Сейчас татары — фраера, коренной народ, но Крым всегда был многонациональным и должен остаться таковым».
Откуда крымские татары
Крым тысячелетиями стоял на перекрестке мировых торговых путей, и море выкидывало на его берега людей самых разных национальностей. В разное время здесь жили скифы, греки, готы, гунны, болгары, армяне, авары, половцы, печенеги, турки. Да кого тут только не было! Крымских татар ученые признают самостоятельным этносом, сформировавшимся из множества местных этнических групп. Период его расцвета приходится на ХV век, когда хан Хаджи-Гирей, воспользовавшись ослаблением Золотой Орды, основал Крымское ханство. Недолго оно было независимым, его прибрала к рукам Турция, и в дальнейшем Крымское ханство существовало лишь как вассал Османской империи. «После беспокойного периода татарства Золотой Орды наступил Золотой век Гиреев, под покровом великолепной, могущественной и культурной Турции Солиманов, Селимов и Ахметов», — писал русский поэт Максимилиан Волошин. Нынешние татары грезят о тех легендарных временах, но обидчиво относятся к некоторым фактам истории. «Вот в советское время крымских татар унижали, называя кочевниками, — говорит мне Ильми Умеров, один из лидеров местной общины. — Представляли нас дикими людьми, нападавшими на соседей». «Но вы и впрямь кочевали, — удивленно говорю я. — И совершали набеги. Что ж тут обидного? Это было в духе времени». «Значит, и надо было объяснять людям, что все так жили».
После кровопролитных войн с Турцией Россия получила Крым и выход к Черному морю, а уже в июне 1783-го князь Потемкин принял присягу от крымской знати на верность России. Крым стал русским на долгие двести лет. В начале XX века татары составляли меньше одной пятой населения полуострова. Некое подобие самостоятельности они обрели только при большевиках в 1921 году, когда была создана Крымская АССР, а татарский язык получил статус государственного. В мае 1944 года по приказу Сталина все татарское население поголовно было депортировано из Крыма в Узбекистан за «предательство». «Совершенно секретно. Государственный комитет обороны. Постановление от 11 мая 1944 года. В период Отечественной войны многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступали в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части… в период оккупации Крыма, участвуя в немецких карательных отрядах, крымские татары особенно отличались своими зверскими расправами по отношению к советским партизанам…»
К сожалению, здесь много правды. Масштаб предательства и впрямь был велик. Дезертирство из армии было массовым (по данным НКВД — 20 000 человек), так же как и прислужничество оккупантам. Особенно зверствовали татарские карательные отряды. Достаточно почитать газету «Азат Крым» («Освобожденный Крым»), издававшуюся в оккупированном Крыму: «Великому Гитлеру — освободителю всех народов и религий!», «Наш освободитель! Мы только благодаря Вам… сумели открыть свои молитвенные дома и совершать в них молебны», «Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков с германскими воинами в одном ряду!»
«Ты пойми, шла битва гигантов, в которой маленьким народам важно было уцелеть, — говорил мне (тайно) один мой знакомый крымский татарин. — С какой стати мы должны были хранить верность России, нашим поработителям? Для нас — что дьявол Сталин, что дьявол Гитлер — один хрен. Но Гитлер сулил независимость, в виде протектората Германской империи, поманил вековой мечтой. Как на такую приманку было не купиться?»
«Крымские татары дали стране семь Героев Советского Союза! — говорит местный активист Ильми Аметов. — Да, были и предатели. Война — это и героизм, и подлость. Но как же целый народ объявить предателем?! У моей матери четыре брата на фронт ушли, и только один вернулся, а вот кто-то из родственников был полицейским. И что делать?»
В разгар перестройки, в конце 80-х, крымские татары из Узбекистана и других мест потянулись на родину, в Крым, где их никто не ждал.
«Самозахваты — моя идея!»
«Этот проект я вынашивал очень долго, — не без гордости говорит автор самозахватов, нынешний председатель Бахчисарайской администрации Ильми Умеров. — Я вернулся в Крым в 1988 году. Видел многих татар, которые ходили из села в село, искали жилье. Они продали дома в Узбекистане, но денег на жилье в Крыму не хватало. Мы обращались к властям за помощью, все бесполезно. Тогда мы присмотрели место в селе Севастьяновка Бахчисарайского района, где было удобно обороняться. С одной стороны — улица, а с другой стороны — пустырь, где гусей пасли. Нас было 52 человека, отмерили по шесть соток на семью и построили дома. С этого и началось. Ничего нового мы не изобрели, в России это называется «нахаловка». По всему Крыму татары начали строиться. У нас даже были свои архитекторы. Мы ведь не дикари, мы образованные люди».
«Как вам удалось заставить власти узаконить ваши самозахваты 90-х годов?» «Крымские татары — народ маленький, но сплоченный. Когда начались погромы наших поселений, мы встали стеной. Самое серьезное случилось в Судаке. Мы все вышли на митинг, где даже было два акта самосожжения в знак протеста». «Что, совсем сгорели?» — в ужасе спрашиваю я. «Не, затушили. Толпа набросила на горящих одеяла. В 1992-м после очередного погрома 26 татар задержали. Это переполнило чашу нашего терпения. Мы собрались около республиканской прокуратуры и разгромили ее, выбили двери и окна. На митинг возле Верховного Совета пришли десять тысяч человек. В этом здании мы не оставили целым ни одного стекла, ни одной двери. И даже взяли заложников — начальника Симферопольского отдела внутренних дел и зампрокурора Крыма. Они были в толпе татар. Мы им сказали: «Вы отсюда не уйдете, пока не выдадите наших людей». И они выдали. После этого стали создавать рабочие комиссии по узакониванию самозахватов».
«Сейчас идет вторая волна самозахватов, — говорю я. — Земли берут уже не для того, чтобы строить жилье, а чтобы перепродавать…» «Я знаю об этом, когда люди сидят на земле не для себя. Но не хочу углубляться в эту тему, я сам из них, я крымский татарин! Если какие-то проблемы у нас есть, мы сами их решим внутри своей общины». «Вы начальник Бахчисарая, где живут люди разных национальностей. Вы считаете себя объективным человеком на своем посту?» «Нет, я и не должен быть объективным! А кто из нас объективен? Вы?» «Нет, но я и не иду на госслужбу», — парирую я. «Да вы поймите, — горячо говорит Ильми Умеров. — Я вижу явную дискриминацию крымских татар. Сколько славянских предпринимателей захватили земли у моря без всяких документов и строят пансионаты, магазины, заводы, рестораны, а винят всегда только крымских татар! В Крыму нет власти, всем не до того. Все заняты переделом земли. А крымские татары действуют в рамках закона. По Земельному кодексу Украины каждому гражданину бесплатно полагается один участок на строительство жилья, один — на дачу, один — под гараж, еще под личное хозяйство и земельный пай (только членам колхозов). У меня жена и трое детей, значит, наша семья из 5 человек может претендовать на 25 участков».
«Такой закон и в самом деле есть, — говорит юрист и адвокат Людмила Лубина. — Но татары понимают его по-своему. Они говорят: «Нам негде жить» — и ставят вопрос именно об участках для жилья (закон подразумевает один участок на одну семью), а вовсе не о дачах и гаражах. И эта проблема фактически решена. Верховная Рада Крыма в начале 90-х приняла закон об устройстве депортированных (отменен в марте 2006-го). Но в прошлом году захваты пошли с новой силой. Подрастает новое горячее поколение, и кто возглавит захваты, тот и будет новым лидером. Это большой бизнес-проект. Раньше татары платили по 300 долларов, чтобы попасть в списки самозахватчиков, теперь — до 1000 долларов. Я это знаю потому, что они приходили ко мне как к юристу советоваться — не кинут ли их. Вообразите! Хуже всего, когда захватывают земли людей, которые уже получили документы на жилье и начали строиться, а их выкидывают татары. У меня целая папка заявлений граждан, но ничем помочь им не могу. Если мы не можем защитить право на собственность граждан, которые уже ею владеют, это не государство. Это хаос. А мы еще в Европу хотим!»
Из доклада республиканской земельной комиссии: «Реально нуждаются в земельных участках лишь 13% депортированных, 56% пришли за участками для своих детей… и 31% пришли за участками для стариков, которым эта земля не нужна и будет использована для перепродажи. Для справки: в среднем одному жителю Крыма крымско-татарской национальности предоставлено 0,81 га земель. Крымчанину не крымско-татарской национальности предоставлено 0,67 га. Таким образом, крымские татары обеспечены землей лучше остального населения Крыма…»
«Решить эту ситуацию можно в три дня, — продолжает Людмила Лубина. — Ко мне приходят наши спецназовцы из «Беркута» и говорят: «Нам бы только приказ дали!» А приказа нет. В феврале Ющенко наконец подписал указ об уголовной ответственности за самозахваты. Но власти боятся его применять, мол, процедура не разработана. Когда перед весной президент Украины приехал в Крым, мы ждали от него решительного слова. Нам было сказано: «Люди возвращаются на родину. Разве это плохо? Это хорошо! Люди хотят иметь жилье? Разве это плохо?» Что тут возразишь. А на пресс-конференции в Симферополе Ющенко вообще заявил, что крымские татары являются фактором стабильности в Крыму…»
Продолжение следует
Источник: «Комсомольская правда»
Новости других СМИ: