Чиновники Челябинской области отказались сносить дачи в природоохранных зонах, в том числе губернаторскую
Чиновники Челябинской области решили не сносить здания, незаконно построенные в водоохранных зонах уникальных водоемов области. Хотя официально на различных уровнях власти постоянно муссируется тема о том, что возводить частную собственность на берегах уникальных озер нельзя, практика сложилась совсем другая.
К настоящему времени незаконно возведенные коттеджи и особняки в живописных уголках есть у многих чиновников области, включая и губернатора Петра Сумина. Его «мон плезир» находится на берегу озера Кисегач. Дача его заместителя Андрея Косилова — на берегу озера Тургояк близ города Миасс. Под особняк он получил участок площадью 1300 кв. метров. Немало построек на берегах реки Увильды и озера Еловое.
В среду министр экологической и радиационной безопасности Челябинской области Геннадий Подтесов заверил, что постройкам ничто не угрожает. Сносить их не будут, «раз уже построены», цитирует министра агентство «Новый регион». То, что они изначально были возведены в нарушение закона, в расчет как-то не принимается. Например, вице-губернатору Косилову для строительства пришлось забыть о распоряжении патрона от 12 мая 1998 года, по которому водоохранная зона озера, являющегося памятником природы и особо охраняемой природной территорией, составляет 500 метров, прибрежная полоса — 100 метров.
Выход из ситуации министр Подтесов видит такой: «Будем заставлять собственников застроек приводить все в соответствие с экологическими нормами». Правда, механизм действий он не пояснил.
А меры принимать необходимо. Отметим, что Челябинск и города-спутники снабжаются питьевой водой из единственного источника — Шершневского водохранилища. Жители города давно бьют тревогу, но дальше Общественной палаты их жалобы не проходят. ОП жалуется губернатору и прокурорам, но на месте мер не принимают.
Особо отличилась строительная компания «ЛиК», возводящая на берегу целый коттеджный поселок. Как отмечает «Челябинская служба информации», строительство продолжается несмотря на то, что прокуратура и губернатор Петр Сумин (у которого уже есть дача в заповедном уголке) высказались против строительства жилого квартала возле единственного питьевого источника. «Подобная самоуверенность строительной компании, подкрепляется фамилиями заказчиков коттеджей. Общественники обещают в ближайшее время обнародовать список из 50 человек, которые выступили заказчиками строительства и сейчас лоббируют его на всех уровнях», — считает ЧелСИ. Строительство должно завершиться весной нынешнего года.
Дворец для губернатора
Список VIP-персон, отстроившихся в заповедных местах, возглавляет лично губернатор области Петр Сумин. В 2002 году он построил трехэтажный особняк на берегу озера Кисегач. В какую сумму обошлось строительство, не сообщалось. Зато известно, что при реставрации губернаторской резиденции близ Шершневского водохранилища было только разворовано 150 млн рублей — такую сумму называли губернатору правоохранительные органы.
Телекомпания «Югра», в 2002 году обратив внимание на ударные строительные работы, предположила, что строительство «мон плезира» обошлось намного дороже реконструкции основной резиденции.
Росприроднадзор проверял водоохранную зону озера Тургояк (где расположена дача вице-губернатора Косилова) в конце 2006 года и выявил многочисленные нарушения. Впрочем, все, чего удалось добиться тогда чиновникам — приостановить строительство пивбара в прибрежной полосе и распорядиться убрать с прибережной стройки строительные материалы.
Экспертиза же выявила строительство и реконструкция индивидуальных жилых домов без согласования с природоохранными органами и государственной экологической экспертизой, самовольный захват земель гослесфонда (до 40 соток), строительство капитальных сооружений (каменных заборов), отсутствие свободного доступа к акватории озера, самовольная ее отсыпка скальным грунтом. Причем инспектор Миасского управления экологии и природопользования Борис Трофимов специально подчеркивал, что перечисленные нарушения носят массовый характер. А в самом документе отражено, что «строительство, реконструкция и эксплуатация частных индивидуальных домов, расположенных в водоохранной зоне озера Тургояк, ведутся в нарушение существующего природоохранного законодательства».