Аромат больших денег

Аромат больших денег
Парфюмерный рынок или картельный сговор?

В последнее время в связи с резким повышением цен на продукты Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела целый ряд проверок, чтобы выявить нарушения, а в некоторых случаях и сговор производителей и торговцев продуктами питания, намеренно завышающих цены на товары или придерживающих их до определенного времени.

Странным образом эти проверки совпали с расследованием, также посвященным странному «равенству» цен в нашем случае на парфюмерную продукцию ведущих западных производителей, продаваемую в России.

Большинство российских женщин немало времени проводят за выбором и покупкой косметики. То, что это прибыльная статья современного бизнеса, не вызывает никаких сомнений.

Но в ходе наших исследований мы обнаружили странную закономерность: большинство товаров, производимых ведущими французскими парфюмерными компаниями, фактически выставлены по одной цене в самых популярных сетевых магазинах России. Неужели все магазины закупают товар по одной цене и даже не пытаются конкурировать друг с другом. Несмотря на указанные скидки — кстати, тоже одинаковые — стоимость одной и той же туши для ресниц, духов, туалетной воды, крема для лица или сыворотки мы могли назвать уже не глядя. И все это касалось французского парфюма и косметики. Продукция компаний других стран сильно отличалась по цене во всех магазинах. Здесь же разница была в 5-10 рублей, что при стоимости от тысячи и выше — несущественно. Это так называемая разница для непосвященных, когда покупатель вроде бы видит разную цену на один товар.

Мы решили проверить, а как обстоит дело на европейском рынке? Может быть, это новая тенденция или что-то, о чем нам неизвестно. И цена во всех сетях заранее объявлена одинаковой по доброте душевной производителей?

Вот тут-то и ждал главный сюрприз. Оказывается, в марте 2006 года во Франции были оштрафованы крупнейшие косметические концерны. 13 компаний выложили 46,2 миллиона евро за то, что завышали и искусственно удерживали цены на свою продукцию — духи и косметику. Выяснилось, что эти компании диктовали торговым сетям свои цены. Пострадавшие косметические дома настаивают, что их духи и косметика — класса «люкс». Они-де по определению не могут стоить дешево.

Но французские антимонопольные власти придерживаются другой точки зрения. Они решили оштрафовать не только поставщиков, но и продавцов — компании L’Oreal, Chanel, Christian Dior, Yves Saint Laurent, Guerlain, Elco (владелец брендов Clinique и Estee Lauder), а также дистрибьюторские сети Marionand, Serhora и Nocibe. По мнению французского Совета по конкуренции, компании исключали возможность скидок и искусственно поддерживали высокие цены на свой товар. В качестве доказательства власти Франции привели материалы за 1997-2000 годы. В них имеется информация, что производители рассылали дистрибьюторам письма с предложением не снижать цены на свою продукцию. В случае отказа продавцов ожидали задержки или прекращение поставок. Сложившаяся ситуация привела к уничтожению на рынке парфюмерии и косметики естественной ценовой конкуренции и ущемлению прав потребителей.

И это не единственный пример. В 2004 году магазины сети May Department Stores Co были вовлечены в коллективный иск по вопросу искусственного завышения цен. Иск основан на расследованиях, проведенных с 29 мая 1994 года по 16 июля 2003 года. Был выплачен штраф в размере 175 миллионов долларов.

Среди известных сетей магазинов, вовлеченных в это расследование: Kaufmann’s, Lord & Taylor, Hecht’s, Strawbridge’s, Famous-Barr, The Jones Store, Robinsons-May and Meier & Frank stores; Neiman Marcus Group Inc.; Saks Inc. and Target Corp… В разбирательство также были включены и производители косметики: Boucheron USA Ltd., Chanel Inc., Christian Dior Perfumes Inc., Clarins U.S.A. Inc., Conopco Inc., the Estee Lauder Cos. Inc., Guerlain Inc., L’Oreal USA Inc. and Parfums Givenchy Inc.

Аналогичные расследования проводились практически во всех европейских странах. Причем инициатором стала сама Франция, а потом ее эстафету подхватили в Великобритании. Первыми такой иск выдвинули покупатели в Калифорнии, в Округе Marin еще 9 лет назад.

С таких производителей, как Armani, Dior и Clinique, был взыскан штраф в размере 32 миллионов фунтов за участие в тайном сговоре с дистрибьюторами с целью искусственно завысить цены.

Такие компании, как L’Oreal, Estee Lauder, Target, Chanel Inc., Christian Dior Perfumes Inc. and the Neiman Marcus Group, согласились выплатить штраф в размере 175 миллионов долларов по коллективному иску, обвиняющему компании в искусственном повышении цен на косметику. При этом Estee Lauder не признавала себя виновной. Примерно 39 миллионов покупателей, которые приобрели косметику по этим ценам в период с 29 мая 1994 года по 16 июля 2003 года, будут иметь право на часть этого штрафа. Ответчики заявляли, что пошли на такое урегулирование процесса только потому, что не хотели ввязываться в дорогостоящий судебный процесс.

Также компаниями-производителями были созданы сайты, где можно выяснить пригодность и доступность продукции для покупателей.

Во время наших архивных изысканий нас в первую очередь заинтересовала та часть информации, где указывалось: «Производители искусственно удерживали цены на свою продукцию — духи и косметику. А компании диктовали торговым сетям свои цены».

Невольно возникает вопрос: может ли быть аналогичный картельный сговор в отношении цен на товары, поставляемые на российский рынок? Особенно если учесть, что главным признаком картельного сговора как раз и является «равенство цен».

Стоит сказать несколько слов о российском законодательстве и его трактовке по делам такого рода.

Конституция России гарантирует поддержку законной предпринимательской деятельности и запрещает монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В октябре 2006-го был принят новый федеральный закон «О защите конкуренции», предусматривающий ответственность за недобросовестную конкуренцию и монополистические действия на рынке.

В Уголовном кодексе РФ есть статья 178 — «Недопущение, ограничение и устранение конкуренции». Правда, возникает вопрос: как быть, если этот самый картельный сговор происходит вне пределов РФ? Делать крайними российские фирмы, которым навязывают условия заграничные кампании? Это примерно то же, что делать из потерпевшего обвиняемого.

При желании можно применить ч. 3 ст. 12 УК РФ — «Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности в случаях, если преступление направлено против интересов России…» Может, правда, встать вопрос — а где здесь интересы Российской Федерации? Особенно если компании частные.

Но именно государство является гарантом нормальной предпринимательской деятельности и защитником от недобросовестной конкуренции и монополизма. Государство недополучает налоги из-за снижения торгового оборота. И именно государство должно стоять на страже интересов покупателей — своих граждан в любой сфере потребительского рынка: от продуктов питания до парфюмерных изделий.

Законодательство-то есть, а вот правоприменительная практика оставляет желать лучшего.

Для России борьба с картельными сговорами — больная мозоль. Законодательно данный вопрос недостаточно урегулирован. В апреле этого года ФАС разработан законопроект, в соответствии с которым предлагается наказывать участников картельного сговора не за причиненный ущерб, а за незаконное обогащение.

Но главной проблемой может стать не законодательство, а те, кто должен его применять. Для расследования дел такого рода необходимы специалисты высочайшей квалификации, а с ними-то как раз есть проблемы.

Стандартный механизм международного картельного сговора таков.

Компании-производители, заранее согласовав между собой цены, поставляют товар нашим сетевикам. При этом условно можно рассмотреть такую схему взаимоотношений.

«Мы выставляем на рынок продукт за 100 евро. Из этой суммы мы берем себе только 50 евро. Остальное достается вам. Но вы не имеете права снижать указанные цены на товар, иначе лишитесь наших поставок».

Но позвольте, говорят некоторые из наших торговцев, давайте сделаем по-другому: вы получите свои 50 евро, а мы свою часть прибыли от указанной суммы урежем. Пусть духи стоят не 100, а, скажем, 80 или лучше 70 евро. Нам это выгоднее. Ведь именно из цены товара и скорости и количества продаж складывается прибыль.

Однако все эти увещевания, как и попытки работать через скидки, терпят крах — граница скидок также диктуется поставщиками. Так, если в среднем во всех крупных сетях предоставляемые скидки достигают почти на все товары 25%, то сами же продавцы предупреждают покупателей: «На «товар Х» эта скидка не распространяется. Максимум 10%». Во всех сетевых магазинах одно и то же. Почему? Договорились?

Продавцы боятся устроить бунт, дабы не потерять весь товар, а соответственно прибыль. Производители устанавливают высокие цены на товар и не собираются идти на уступки.

Мы не собираемся кого-либо обвинять. Это прерогатива ведомства господина Артемьева — ФАС и правоохранительных органов. Мы только обращаем внимание на факты, заставляющие задуматься. И хотелось бы верить, что не только нас. Конечно, это не хлеб и не масло. Конечно, это не товар первой необходимости для самой неимущей части населения. Возможно, аналогичные «равенства цен» есть и в других категориях товаров, в других сетях. Но сегодня мы говорим о парфюмерии.

Цены на целый ряд парфюмерных изделий в различных сетевых магазинах находятся практически на одном уровне. Это случайное стечение обстоятельств? Единая торговая политика разных продавцов? Или нечто иное, идущее вразрез с российским законодательством?

В итоге страдают наши женщины, которые покупают тушь, духи и прочие женские радости по заоблачным ценам. Ведь чем выше цена, да к тому же одинаковая во всех сетях, тем дольше товар лежит на складе и на прилавке, а значит, наши торговые сети теряют возможность заработать на обороте.

Не пора устроить в России «революцию запахов»?

Рассеять наши сомнения, разобраться и ответить на поставленные вопросы может только ФАС.

Источник: Izvestia.ru

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий