Культ Путина
Власть в России внешне всё больше напоминает советскую модель: народ и партия едины. Только вместо партии теперь один человек — Путин. Он сам и есть автор этой концепции, утверждают близкие к Кремлю источники
В прошлый раз — в 2005 году — за статью «Путин как фаллический символ России» пострадала ивановская областная газета «Курсив». Было возбуждено дело по статье «Оскорбление представителя власти», и главного редактора приговорили к штрафу в 20 000 руб. В сентябре уже за гораздо менее серьезный проступок куда более суровая участь может постигнуть «Саратовский репортер». На опубликованном в газете коллаже Владимир Путин изображен Штирлицем в форме штандартенфюрера СС, а Мюллер, депутат саратовской гордумы Михаил Исаев, просит Путина остаться на третий срок: «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться. Еще…» Теперь Росохранкультуры на полном серьезе требует через суд закрыть газету за пропаганду нацизма и «отождествление Президента РФ В. В. Путина с офицером войск СС нацистской Германии».
Саратовская газета может поплатиться за то, что своей невинной шуткой — только ленивый не сравнивал Путина со Штирлицем, который, как известно, по основному месту работы был вовсе не офицером войск СС нацистской Германии, — нарушила одно из основополагающих правил общественной жизни: Путина нельзя трогать. Социологи продолжают утверждать, что как такового культа Путина не было и нет — такие ли культы бывали в советской истории! — но чем дальше, тем отчетливее российский президент предстает вождем, Лидером нации с большой буквы. Теперь он один, лично — автор всех достижений последних лет. Без него никак. С октября этот тезис уже звучал с телеэкранов, в рекламных материалах «Единой России» и на партийном съезде, где делегаты один за другим с трибуны уговаривали Путина остаться.
Для обычных людей Путин — одновременно высшая власть, от которой они зависят, и суперзвезда. Чтобы взглянуть на него, они готовы пойти на многое. В четверг на 450-летии присоединения Башкирии к России Путин вышел к уфимцам у монумента Дружбы. Граждане заранее пришли сюда с воздушными шариками, а также флажками России, Башкирии и «Единой России» в руках. К подножию пускали только по спискам. Списки составляли на предприятиях.
Граждан пустили к трем часам дня, Путина ждали к четырем, а приехал он к пяти. На лестнице разыгрывали фрагмент из башкирской оперы. «Великий царь, вот медвежья шкура с подписями тысячи башкир. Прошу принять в состав России», — пела Путину и окружающим фонограмма.
На Путина смотрели, как на рок-звезду. Щелкали «мыльницы». Президент возложил корзину алых роз к монументу, выслушал кусок оперы, посмотрел на танец юношей с копьями и на то, как башкирский пасечник забирается на сосну за диким медом с помощью специальных приспособлений. Как только президентский кортеж отъехал, к подножию монумента с двух сторон хлынула многотысячная толпа. «Я готов целовать песок, по которому вы ходили», — ехидничали двое подростков, глядя, как люди толкаются, чтобы сфотографироваться рядом с корзиной президентских роз. Но это было исключение. Больше никто худого слова о Путине не сказал.
«А Татьяна-то его за руку поймала», — рассказывала подруге, когда Путин ушел, про случай чудесного прикосновения к власти одна бюджетница. «Да ты чё? Где?» — не верила подруга. «А вот тут она стояла, он мимо проходил», — настаивала бюджетница. «Мыть не будет», — решила подруга. «Пойдем уже домой», — канючила еще одна женщина. «Да стой ты. Проникнись ответственностью момента», — шутили над ней и не спешили уходить. Молодой рабочий Руслан с Уфимского агрегатного объединения тем временем объяснил Newsweek, что глава республики Муртаза Рахимов, конечно, «круче Путина» и это, в частности, проявилось в том, что Путин назначил Рахимова президентом.
«Культа личности я за ним не наблюдала, — уверяла потом врач из уфимской больницы №5 Рита Мозганова. — Очень интеллигентный, скромный. У него же две девочки — мужчины, у которых девочки, они всегда добрые. Это уже доказано». Это всё, конечно, далеко не культ личности. «Для культа должна быть атмосфера страха и обожания, — говорит руководитель Левада-центра Лев Гудков. А у нас восхищаются 4–5% опрошенных, 28–30% симпатизируют, а остальные просто не против. Маловато энергетики для культа».
Так что культ Путина, если он есть, формируется не снизу, а сверху. Звезду съезда «Единой России» ткачиху Елену Лапшину, которая стала символом народной любви к Путину, в день съезда ввели и в Высший совет партии. Власть в России внешне всё больше напоминает советскую модель: народ и партия едины. Только вместо партии теперь один человек—Путин. Он сам и есть автор этой концепции, утверждают близкие к Кремлю источники. По сведениям Newsweek, единолично возглавить партийный список — его идея. А администрация президента, телеканалы или «сторонники на общественных началах» эту концепцию воплощают в жизнь.
Одна из обязанностей элиты — помогать формировать образ Путина. На его дне рождения, который впервые Путин отмечал в Кремле с членами Совета безопасности и военным руководством, премьер Виктор Зубков поднял тост «за Путина — лидера нации», рассказывает близкий к Кремлю источник. И добавляет: еще совсем недавно — при премьере Фрадкове — такие тосты звучать не могли. Именно «выдающиеся личные качества» Путина, благодаря которым Россия якобы преодолела трудности 90-х и вышла на путь развития, стали сквозной темой телефильма Никиты Михалкова «55», продемонстрированного в эфире РТР в день рождения Путина.
Эта же мысль проходит через фильм «Групповой портрет президента» журналиста Леонида Млечина, показанного в тот же день на телеканале ТВЦ. «Половина фильма о личных качествах президента, половина — о качестве общества, которому он так нравится», — пересказывает концепцию фильма Млечин. Он особо подчеркивает физическую форму Путина и сравнивает его с последним Джеймсом Бондом в исполнении Дэниела Крейга.
Образу Путина как раз не хватает человечности, чтобы он стал безусловно любимым лидером, полагает культуролог Даниил Дондурей, но Путин держит личную жизнь в секрете. Когда в сентябре — тоже впервые — появились фото Путина с голым торсом, все удивились и стали ждать отмашки на позиционирование Путина как секс-символа, рассказывает сотрудник одного из гостелеканалов. Отмашка так и не последовала.
Юбилей Лидера зашагал по стране. Питерский ландшафтный архитектор Владимир Верховых встретил президентский праздник с лопатой и саженцем карельской березы в руках в сквере между домами 151 и 155 по Приморскому проспекту. «Мы решили поздравить юбиляра и заложили в его честь Сад Владимира Путина», — объясняет архитектор. Заявление с просьбой закрепить за сквером официальный статус президентского сада Верховых уже направил в заксобрание города. В заявлении, в частности, говорится: «На воскреснике единогласно было принято обращение жильцов… с просьбой о создании скульптуры собаки Президента Кони Полгрейв: “Лучшему другу Президента — собаке Кони”».
Верховых клянется, что не шутит. Но на самом деле у проявлений горячей любви к Путину и его собаке со стороны жителей Приморского проспекта есть конкретная меркантильная причина: по решению местных властей между домами 151-м и 155-м в ближайшее время должен появиться 7-этажный бизнес-центр. Когда на площадке появились первые рабочие, местные жители их скрутили и сдали в милицию. А когда противостояние достигло апогея, подключили путинского лабрадора. «Кони, установленная в нашем дворе как представитель президента, будет охранять детскую площадку от тех, кто хочет урвать клочок земли и возвести очередной небоскреб», — пишет депутатам заксобрания Владимир Верховых.
Вслед за питерскими садоводами образ Путина взяли на вооружение жители Самары. На прошлой неделе группа граждан с улицы Осипенко обратились к губернатору с аналогичным предложением разбить сквер имени В. В. Путина на месте предполагаемого строительства двух элитных высоток в районе Волжского проспекта. А в центре сквера — увековечить главу государства. «За восемь лет правления Путин заслужил, чтобы ему при жизни поставили памятник», — объясняет Newsweek одна из авторов идеи Елена Колганова. Так юбиляр Путин в своей символической ипостаси уже превратился в народного защитника.
В «Единой России» тоже норовят переборщить с чувствами. «Ничего плохого в том, что люди высказывают столько добрых слов в поддержку президента, нет. Почему надо людей сдерживать? — говорит замглавы фракции “Единой России” Валерий Рязанский. — А Конституция и президент — лучшие гаранты того, что культа личности не будет». Но у партийных активистов тоже практический интерес прославлять лично Путина: он их ведет на выборы, и чем больше в народе любят президента, тем больше у партии будет депутатских мандатов.
А вот в столице Марий Эл Йошкар-Оле отношение к Путину более бескорыстное: там его имя — уже исключительно в знак признательности — может быть присвоено новой улице в новом коттеджном поселке, где два трехэтажных дома будут выделены бюджетникам. С идеей выступил главный архитектор Йошкар-Олы, но в пресс-службе обладминистрации говорят, что вопрос на официальном уровне пока не рассматривался.
Вряд ли инициативам петербуржцев, самарцев и йошкаролинцев сегодня будет дан ход. В Кремле следят, чтобы любовь к Путину не выходила за определяемые там рамки приличий. И телевидение действует строго по инструкции. Они на ТВ поступают сверху: руководители телеканалов в обязательном порядке посещают политические совещания в Кремле. «Есть формальные требования [как и сколько показывать Путина], и они пока не менялись», — говорит работник одного из телеканалов. Он полагает, что ответственные за образ Путина еще не поняли, какая у него дальнейшая политическая судьба, и боятся менять угол освещения. «Есть люди, причастные к формированию позитивного образа Путина, такие как Михалков, — объясняет телевизионщик. — Остальные, и мы в том числе, формируют, скорее, образы врагов».
Молодежное движение «Наши» в борьбе с врагами всегда было весьма активно, а лидер «Наших» Василий Якеменко несколько лет назад одним из первых принялся внедрять культ Путина — но тогда только заработал репутацию политического маргинала. А на прошлой неделе Якеменко перешел на госслужбу и возглавил госкомитет по делам молодежи.
Самому Путину создание атмосферы его тотальной поддержки в обществе тоже необходимо для решения конкретных политических задач. Через полгода он будет вынужден хотя бы на время уступить президентское кресло, а в современной России, подчеркивает социолог Лев Гудков, «нет культа человека, а есть культ места». Чтобы не потерять контроль и властные рычаги, Путин будет стремиться эту ситуацию изменить — ему-то придется перемещаться с одного места на другое. «[Формирование] культа помогает сохранить власть и полномочия», — расшифровывает политолог Дмитрий Орешкин. При этом исследования отношения элит к Путину показывают достаточно трезвое отношение, подчеркивает Гудков: «Чем [представитель элиты] ближе к власти, тем лучше его отношение к президенту, как к барину. Дальше от власти — критика его некомпетентной команды: мол, люди держатся за власть и решают свои проблемы».
Петербургский экскурсовод Андрей Фролов уже третий год водит туристов по «путинским местам». «Вот магазин “Север”, где, вернувшись из Коми, из стройотряда, Володя купил матери торт, а себе пальто, — рассказывает экскурсовод. — Путин вообще красавец. Когда он учился в институте, у него одного было личное авто — ушастый “Запорожец”, выигранный родителями в лотерею». Кумирам нужны реликвии: «Запорожец» Путина теперь в порядке частной инициативы выставлен на всеобщее обозрение на территории Константиновского дворца в Стрельне.
Неудивительно, что при цене экскурсии 11 000 руб. их проводят только для иностранцев — соотечественники не проявляют интереса. К Путину в Петербурге относятся без фанатизма, даже наоборот, поясняет Фролов. И искренне, от души добавляет: «Лично я школьников по “путинским местам” водить не буду. Скатываться до экскурсий типа “Ленин в Октябре” не хочется».
«Известия» сняли колонку Ирины Петровской о фильме Михалкова к юбилею Путина
Редакция «Известий» сняла с публикации колонку Ирины Петровской о фильме Никиты Михалкова «55» к юбилею президента Владимира Путина. Как сообщила Граням.Ру сама Петровская, впервые за пять лет ее статья не появилась на страницах газеты. Как пишет в своем блоге обозреватель «Эха Москвы» Ксения Ларина, материал Петровской снят по распоряжению главного редактора Мамонтова.
Позднее Петровская заявила в эфире радио «Свобода», что Мамонтов сообщил ей, что ее материал опубликуют на следующей неделе. «Я так понимаю, что редакция решила публиковать не в колонке, а отдельно на полосе «Pro et contra», то есть мнение мое, и, наверное, найдут какого-то человека, который оценит этот эпохальный труд Никиты Сергеевича Михалкова со знаком «плюс».
Ксения Ларина поместила в своем блоге полный текст неопубликованной статьи Петровской. В ней журналистка сравнивает фильм Никиты Михалкова «55», снятый к юбилею президента Путина, с фильмом «Повесть о коммунисте», снятом к семидесятилетию генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева в 1976 году.[…]
[Статья была опубликована в понедельник 15.10 с примечанием редакции: «Вышедшая 7 октября в эфире телеканала «Россия» авторская программа Никиты Михалкова «55» вызвала неоднозначную реакцию зрителей. Рецензия на эту программу телеобозревателя «Известий» Ирины Петровской вызвала неоднозначную реакцию и в редакции. Было принято решение отложить «Теленеделю» на день: чтобы дать возможность высказать и иное мнение как о самой программе, так и о связанных с ней событиях в стране.»- врезка К.Ру]
* * *
Краткий курс истории ВВП
Никита Михалков своим телепоздравлением к 55-летию Владимира Путина подтвердил: складывается культ. И показал – как именно его надо складывать и слагать
Поздравление в жанре 20-минутного тоста называлось «55» по аналогии с последним михалковским фильмом «12» и заявлялось как «авторская программа Никиты Михалкова». После оговорки, что, может, «не очень ловко говорить в лицо руководителю какие-то слова», автор их всё же говорит, предупреждая, «я абсолютно этого не боюсь».
Есть определенный сорт мемуаров: «он вспоминает так, будто мы все уже умерли». Никита Михалков предлагает: «давайте просто проведем легкую экскурсию в те годы» и далее повествует о 90-х — о «времени лихих разбойников». Хотя не впервой слышать, что предыдущее десятилетие — это до нашей эры, до Пришествия и до Рождества, но каждый раз оторопь берет: правда, ничего-ничего из 90-х не помогло успеху 2000-х? Ничего, если, по Михалкову, у Ельцина два главных поступка: передача власти преемнику и выход из КПСС, а никак не сопротивление ГКЧП или что-то еще.
Если говорить про бедность 90-х и молчать про увеличение разрыва между бедными и богатыми в 2000-х, если только в 90-х — олигархи, будто в 2000-х они не стали богаче в разы, — это еще формат «не совсем правды». Но когда единственное наследие 90-х в 2000-м году — это «Курск» («это всё то, к чему пришла страна» — заключает Михалков), а потом в 2000-х нет ни «Норд-Оста», ни Беслана (они в телетосте вообще не упомянуты) — это уже формат «совсем не правды». Если по допутинскому времени автор проводит «легкую экскурсию», то по путинскому уж до того облегченную, что и Родину не узнаёшь.
Это, конечно, экранное произведение, и то, как и где текст закрывает «телекартинка», — вот уж действительно показательно. Семибанкирщину, «когда рвалась страна на части», поставленная «на колени перед несколькими людьми», иллюстрирует прием олигархов у Ельцина. Ради того, чтобы показать Гусинского, приходится «палить» Фридмана (они в одном кадре), а рядом с Ходорковским стоят Алекперов, Чубайс и Богданов.
Березовского в той съемке не видно, его приклеивают из другой отдельно, на слова «он здесь находится, вот только дерни за нитки». Кажется, телеканал этого человека, воюя за Путина, громил Лужкова и Примакова на ближних подступах к Кремлю, а журналисты издательского дома этого человека готовили с Путиным его первую книжку. Но не время глупых вопросов: в следующем эпизоде автор умолкает — и под патетическую музыку Путин в летчицком снаряжении садится в Ту-160, показывает нам большой палец, потом ведется прицельное бомбометание, а затем Путин в морской форме еще утюжит пространство на крейсере. И понятно: 90-е были уничтожены дотла, и началось новое летоисчисление. Поэтому «можно делать всё, весь свой гешефт» относится к 90-м, и это мы все помним, а про «Байкалфинансгрупп» — миллиардера из тверской рюмочной, купившего в 2000-х «Юганскнефтегаз», — мы забыли, и публичную уже драку трех спецслужб из-за «Трех китов» мы сейчас не замечаем.
У Михалкова это действительно получается ловко: речь течет с оттяжечкой, с раздуминкой. Подложена музыка из михалковского же фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» — немного двусмысленно, но ведь и вся авторская программа идет под девизом «к черту подробности». Правда, порой начинают за кадром звучать явно задним числом начитанные канцеляриты вроде «по инициативе президента начато осуществление национальных проектов», и с финальным абзацем «президент уходит… это вопрос решенный» явно поторопились. Но два комплимента Путину даже по меркам тоста все же перехлестывают через край.
Михалков рассказывает про мюнхенскую речь — как Путин отчитывал Запад: «Я чувствовал потные ладошки, я видел людей, которые первый раз услышали, когда им сказали: вы — вор». Еще раз перечитываешь мюнхенскую речь — много в ней чего нелестного про Запад, но никаких воров там Путин вроде не разоблачает. Да и обоюдоостро это — слово «откат» все же не англосаксонского происхождения, и вообще прилично ли ловить западных воров при нашей-то коррупции.
И про путинскую «возможность на нескольких языках легко и непринужденно сказать свою речь» — напрасно. Тем более что дальше к речи в рейхстаге (2001) приклеена речь в Гватемале (2007): ну нет «нескольких языков», легких и непринужденных; ну плохой у Путина английский, а по-французски просто выучено несколько фраз. Или это в расчете на телезрительниц-пенсионерок и на то, что молодая, почти сплошь двуязычная Россия «ящик» не смотрит? Если на то пошло, гораздо большая заслуга, что не легко и не непринужденно — а то, что отмобилизовался Путин на пробивание Олимпиады, не постеснялся своего произношения; какой он есть, таким на амбразуру и бросился. Даже трогательно. Но, видать, стадия «самый человечный человек» в лепке образа уже пройдена, пора из него еще и «корифея языкознания» по старой памяти делать.
И еще пустячок: как-то потерялась Россия — она, получается, лишь ждала своего спасителя. И русскому народу в тосте места не нашлось. Не надеешься, конечно, на какие-то современные пассажи про бизнес, интегрированный в мир, создавший новые отрасли и выходивший из дефолта сам, не дожидаясь чудесных 2000-х. Но а вообще народ-то — он что, не только безмолвствует, но и бездействует? Нет, благотворные перемены «связаны с его именем и с его последовательным, поступательным, созидательным движением во времени и пространстве» — это не про народ, и даже странно, что в стенограмме тоста на сайте телеканала «его» пишется с маленькой буквы.
Глядя на абсолютную уверенность поздравителя, ни к чему пытаться доказывать, что вроде не должно быть в XXI веке таких отношений общества и выборной власти, страны и главы государства. А почему, собственно? Вот же они — есть. Это говорит и показывает Москва, а другого она про Путина не говорит и не показывает. Общество, страна — они же телезрители — должны понимать: именно так теперь принято, именно такие теперь отношения. А знаменитый деятель культуры как «стилеобразующий фактор» эпохи, разумеется, первым подает пример, подбирая единственно верные слова про то, как плохо было и как хорошо стало. В стихах получилось бы еще короче, тем более что они давно написаны, надо только чуть подправить:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Путин великий нам путь озарил.
Четвертая михалковская версия Государственного гимна впервые прозвучала в эфире в авторском исполнении.
* * *
Повесть о президенте
«В трудные будни и шумные праздники умел он поднять людей на трудовой подвиг. Замечательный дар у этого человека – увлечь за собой людей, поднять на выполнение долга. Он выкован из крепкого металла. Велики и дерзновенны были планы молодого руководителя – без устали созидать».
«Огромное количество людей в нашей стране, доверивших ему свою жизнь, сегодня могут честно сказать, что этот человек реально повлиял на их жизнь. Мы живем в период, когда Россия сосредотачивается. И все эти перемены так или иначе связаны с его именем и с его последовательным, поступательным, созидательным движением во времени и пространстве».
Я не стану, дорогой читать, играть с тобой в угадайку : о ком эти дивные слова? Сразу скажу, что между двумя цитатами, как и между двумя экранными произведениями, в которых они прозвучали, — дистанция в 31 год. Первая – из документального фильма «Повесть о коммунисте», снятого к семидесятилетию генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева в 1976 году. Вторая – из авторской программы Никиты Михалкова «55» , специально приготовленной к пятидесятипятилетию президента России Владимира Владимировича Путина в году 2007.
Фильм «Повесть о коммунисте», авторы которого, к слову, были удостоены Ленинской премии, в конце прошлого года показал канал НТВ – к 100-летию со дня рождения генсека. Это масштабное и эпохальное полотно, согретое теплой задушевной интонацией выдающегося артиста Иннокентия Смоктуновского, читавшего текст за кадром.
Авторская программа Никита Михалкова, показанная в минувшее воскресенье телеканалом «Россия» в рамках программы «Вести недели», — творение более камерное, хотя здесь, как и в «Повести о коммунисте», на экране тоже колосятся хлеба, идут по полю комбайны, летят самолеты, идут пароходы, а селяне и горожане радостными криками готовы в нем – новом лидере нации — приветствовать Отца. (Видеоряд, кстати, временами изумляет. Вот Путин, пилотируя военный самолет, за что-то там дергает, а в следующем кадре бомба, стремительно летящая вниз, попадает ровнехонько в здание, разнося его в клочья. Вроде наш президент пока ничего самолично не бомбил и вообще не воевал – в отличие от героя Малой Земли своего предшественника-генсека?) Но несмотря на стилистическое и концептуальное сходство двух экранных произведений, нельзя не заметить того главного, что все же отличает «Повесть о президенте» от «Повести о коммунисте»: глубоко личностного отношения к герою. Никита Михалков не прячется за кадр, как Иннокентий Смоктуновский. И он, в отличие от Смоктуновского, не читает чужой текст, а произносит свой, выстраданный, исполненный высочайшего восхищения и нежнейшей любви, а потому трогающий самого автора буквально до слез.
Большому художнику и моральному авторитету нации решительно все равно, что «у кого-то может возникнуть ощущение: мол, не очень ловко говорить в лицо руководителю какие-то слова… «
Говорить в лицо руководителю «какие-то слова» и впрямь, наверное, неловко, особенно в день полуюбилея. Но те слова, которые находит Никита Сергеевич, пытаясь справиться со скупой мужской слезой, то и дело увлажняющей его лучистый взор, никак не могут вызвать чувства неловкости. Это не просто слова – это цветистый тост, или песнь, или даже гимн, дар сотворения коего, вероятно, передается по наследству, от отца к сыну (генетикам на заметку!).
Перед мысленным взором автора проплывают ужасающие картины хаоса и разрухи, в которые была ввергнута страна к моменту, когда в Кремль пришел Владимир Путин (так, кстати, и в «Повести о коммунисте» прослежен тернистый путь страны от лучины до Байконура). Опытный режиссер умело монтирует хронику начала 90-х с хроникой конца столетия, так что, кажется, что все несчастья сконцентрировались ровно тогда, когда Ельцин совершил второй, по мнению Михалкова, «потрясающий поступок» за всю историю своего правления: добровольно оставил свой пост и передал бразды правления Путину (первый потрясший Михалкова ельцинский поступок — отказ от партбилета на 28 съезде КПСС).
Вспоминает Никита Сергеевич и «время лихих разбойников», когда «страна оказалась поставленной на колени перед несколькими людьми». Вот они, на кадрах хроники – хитрые и алчные, заклятые враги народа Гусинский, Смоленский, Ходорковский, Березовский. Последний, впрочем, похоже, не сразу стал аспидом, коли за него совсем, в сущности, недавно, как раз в конце «лихих 90-х, агитировал … тот же Никита Сергеевич Михалков. Вот же проклятая память! Я как сейчас вижу зал, набитый карачаевцами и черкесами, и нашего дорогого Никиту Сергеевича, горячо убеждающего избирателей отдать свои голоса выдающемуся политику современности Борису Абрамовичу, намылившемуся тогда в депутаты ГосДумы от Карачаево-Черкессии. Но кто старое помянет – тому глаз вон. Сам Михалков и не поминает. Лишь радуется, что пришел-таки к власти человек, решительно заявивший: «Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время».
Автор-рассказчик пытается проникнуть в душу к президенту, размышляя о том, что мог испытывать человек, на плечи которого лег тяжкий крест власти? «Как выдержать то, что на него свалилось? Как это перенести? Как включить в свое существование, свое сердце, свою душу?»
Хорошее подспорье в этих психологизмах – личная дружба, подаренная художнику президентом: о, счастливчик! «Я вспоминаю один наш разговор. Он говорит: «Вот смотри, вот кто я был? Вообще: кто я? И почему я оказался здесь?» (Судя по контексту, на вершине власти, а не на Николиной горе, в гостях у друга – И.П.)
Как ответил на эти судьбоносные вопросы «доверитель» Владимира Владимировича или сам Владимир Владимирович — Михалков умалчивает. Просто признается со всей откровенностью и прямотой: «Эта фраза меня поразила. За ней я увидел очень серьезный и ключевой вопрос жизни человека: не как жить, а зачем жить?» Он еще не раз сошлется на личные встречи с президентом – всякий раз потрясающие и поражающие рассказчика до глубины души. Эти личные воспоминания окончательно убеждают: Михалкову можно и нужно верить. Владимир Владимирович абы кого дружбой не подарит и на «ты» не назовет. И уж тем более, не станет обсуждать ключевые вопросы жизни: кто я? Где я? Зачем я?
В конце программы Михалков подводит итоги. Жизнь налаживается. Россия сосредотачивается. В Чечне стабильность, а Грозный стал городом, которому завидует весь Северный Кавказ. «Затянулась кровоточащая рана в духовной жизни наших соотечественников» — произошло объединение церквей. Благодаря Путину пройдет Олимпиада в Сочи. Победно и торжественно звучит папин гимн.
Кода. Глядя всем нам прямо глаза и давясь слезами, Никита Сергеевич произносит финальный монолог: «Путин уходит через четыре месяца. Это вопрос решенный и оценивать его или обсуждать не имеет смысла. Но что мне кажется самым главным: кем бы ни был и чем бы ни занимался наш президент, куда бы ни забросила его судьба, в любом качестве своего существования – я хочу верить и, думаю, эту веру разделяет большинство людей, живущих в нашей стране, – все это он будет делать с достоинством мужчины и офицера…. Он выкован из крепкого металла. Замечательный дар у этого человека – увлечь за собой людей. Поднять на выполнение долга. Мечта о БАМЕ стала явью. Ведут бамовцы свои поезда в край далекий, край нашенский!»
Ой, извините. В михалковский текст случайно вкрались слова из другой песни, то есть, «Повести». Но, в сущности, она не очень исказила смысл, не правда ли? Это все о НЕМ. И про нас. А главное – про край НАШЕНСКИЙ!
Источник: «Компромат.ru»