Ираклий Окруашвили оказался обычным трусом
Экс-министр Грузии отказался от обвинений в адрес Саакашвили и признал себя виновным, только бы выйти на свободу
Грузинское государственное телевидение обнародовало в понедельник кадры, на которых экс-министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили дал разоблачающие себя показания, признавшись в том, что обвинил Саакашвили в подготовке убийства друга Березовского предпринимателя Бадри Патаркацишвили, дабы «получить политические дивиденды». При этом Патаркацишвили якобы был в курсе этого.
После демонстрации этой записи Патаркацишвили спешно покинул Грузию. По сообщению радио «Эхо Москвы», предприниматель прилетел в Лондон. В этот же день суд Тбилиси принял решение об освобождении экс-министра Окруашвили под залог, сообщил журналистам замгенпрокурора Николоз Гварамия. По его словам, сумма залога превысила 6 миллионов долларов, сообщает РИА «Новости».
Замгенпрокурора сообщил также, что накануне Окруашвили был допрошен и признал свою вину по двум из четырех предъявленных ему пунктов обвинения — в вымогательстве взятки в особо крупном размере и в халатном отношении к служебным обязанностям. На этом основании, по словам Гварамия, суд в понедельник принял решение об изменении меры пресечения с двухмесячного предварительного заключения на освобождение под залог в размере «беспрецедентной для Грузии суммы», сообщает «Интерфакс».
При этом Гварамия отметил, что освобождение Окруашвили под залог может произойти только лишь в случае уплаты этой суммы. О том, внесен ли залог, пока не сообщается.
Гварамия также указал, что Генпрокуратура Грузии учла общественный интерес и ходатайство адвоката Окруашвили и возбудила уголовное дело по тем обвинениям, которые бывший министр выдвинул в адрес президента Грузии Михаила Саакашвили.
Телеканал Rustavi2 показал запись допроса Окруашвили, сделанную 7 октября в присутствии адвоката. На вопрос о подготовке покушения на предпринимателя Бадри Патаркацишвили экс-министр ответил, что не располагал подобной информации, а заявление сделал «для получения политических дивидендов».
Вместе с тем Гварамия подчеркнул, что освобождение под залог не означает, что уголовное дело по обвинениям, предъявленным Окруашвили, будет прекращено. Он отметил, что генпрокуратура «в ближайшее время передаст дело в суд».
Между тем адвокат Окруашвили Эка Беселия заявила «Интерфаксу», что ей ничего не известно о допросе и новых показаниях экс-министра. «Я еду в тюрьму и буду добиваться встречи с Окруашвили», — сказала она. Адвокат отметила, что не присутствовала на допросе Окруашвили 7 октября. «Мне о показаниях Окруашвили ничего не известно», — сказала Беселия.
В то же время соратник Окруашвили, один из лидеров возглавляемой им партии «Движение за единую Грузию», депутат парламента Кока Гунцадзе уверен, что экс-министр «сделал признательные заявления под давлением», сообщает ИТАР-ТАСС. По словам Гунцадзе, «Движение за единую Грузию» и несколько других оппозиционных организаций, входящих в Национальный совет оппозиционных партий, «продолжат борьбу за демократию и проведут 2 ноября в Тбилиси общегрузинский митинг в знак протеста против политики властей и с требованиями проведения досрочных парламентских выборов».
Бывший глава Минобороны Грузии 25 сентября обвинил президента Грузии Саакашвили в лоббировании интересов своей семьи при заключении крупных финансовых сделок, подготовке вторжения в Южную Осетию, в разработке плана раскола Грузинской православной церкви, а также в намерении ликвидировать бизнесмена Бадри Патаркацишвили.
Через два дня после этого заявления Окруашвили был задержан в Тбилиси в офисе созданной им политической партии «За единую Грузию», ему были предъявлены обвинения по четырем статьям УК Грузии — «вымогательство», «отмывание денег», «злоупотребление служебными полномочиями» и «служебная халатность», по которым ему грозит 25 лет лишения свободы. Сам Окруашвили ранее заявлял, что не признает себя виновным ни по одному из пунктов обвинения.
4 октября замгенпрокурора Грузии Гварамия сообщил о новых обвинениях в адрес Окруашвили. По словам Гварамия, речь идет о незаконной сделке по закупке авиакеросина в Туркмении, заключенной Минобороны Грузии, когда его возглавлял Окруашвили. Гварамия подчеркнул, что вина Окруашвили в связи с выявленными в его деятельности на посту министра обороны новыми нарушениями закона усугубляется.
Арест Окруашвили объединил грузинскую оппозицию
Арест Ираклия Окруашвили привел к объединению грузинских оппозиционных сил под лозунгом «Грузия без президента», пишет в понедельник «Коммерсант-Власть». После ареста Окруашвили грузинская оппозиция вывела на центральный проспект Руставели в Тбилиси, к парламенту, по разным подсчетам, от 7 тысяч до 15 тысяч человек. Уже на следующий день оппозиционные лидеры приняли решение объединиться в единый блок против президента Грузии Саакашвили и вывести 2 ноября к парламенту уже сотни тысяч людей. О том, чего хочет добиться оппозиция от Саакашвили, рассказал изданию лидер Республиканской партии Грузии Давид Бердзенишвили.
«Объединенная оппозиция образовалась в офисе Республиканской партии, сразу после ареста Окруашвили. Мы нисколько не симпатизировали Окруашвили, и одним из самых его серьезных оппонентов была Республиканская партия. У нас к нему было много вопросов. Но нам не нравится, что сразу после выступления Окруашвили в прямом эфире, где он выдвинул ряд серьезных обвинений в адрес Саакашвили, власти его арестовали. Таким образом власть защитила себя и освободила Окруашвили от необходимости ответить на вопросы, которые появились к нему у общества», — отметил Бердзенишвили.
По его словам, оппозиционные партии объединились «не вокруг Окруашвили, а учитывая фактор Окруашвили» — в Грузии «все понимают, что это политический арест». «Естественно, все партии остаются самостоятельными, однако есть ряд вопросов, которые объединяют большую часть политических оппозиционных партий в Грузии. Это лозунг «Грузия без президента», — подчеркнул он. — Это лозунг против института президентства. И этот лозунг объединяет республиканцев, лейбористов, а также ряд других оппозиционных партий». «Грузия без президента» — это первое требование оппозиции.
Второе требование — назначение выборов в конституционные даты. «По закону новые выборы в парламент должны были состояться в начале апреля 2008 года. Но несколько месяцев назад президент Саакашвили внес поправки в конституцию и перенес выборы на более поздний срок, на декабрь 2008-го. На этот срок он назначил и президентские выборы. Это было антиконституционное решение, и мы сейчас требуем восстановления законности», — заявил Бердзенишвили.
Третье требование. «Несколько месяцев тому назад власти изменили избирательную систему: теперь в парламент избирается 150 человек, из них 100 человек — по партийным спискам, по общенациональным, а 50 — по так называемой мажоритарной системе. Но, по сути, это никакая не мажоритарная система: партия, которая выходит в регионе на первое место, набрав, допустим, 30%, забирает все мандаты. Мы против этой системы, — заявил лидер Республиканской партии. — У нас 40 пятимандатных округов, и первые 5 кандидатов от разных партий, которые преодолевают избирательный барьер, должны получить эти 5 мандатов. То есть не одна партия может воспользоваться этими мандатами, а первые пять — такое наше требование».
Четвертое требование. «У нас избирательная комиссия — однопартийная, хотя формально она называется беспартийной. Такого не было в Грузии никогда, ни при Шеварднадзе, ни при Гамсахурдиа. Мы будем требовать создания более адекватной избирательной администрации, — рассказал Бердзенишвили. «Вот те четыре лозунга, с которыми мы идем на митинг. Мы готовы идти на диалог с властями, но этот диалог будет обеспечиваться десятками тысяч митингующих», — добавил он.
Арест Окруашвили стал «полным сюрпризом» для США
Арест бывшего министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили явился «полным сюрпризом» для США, заявил помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дэниэл Фрид. «Любой арест такого рода ставит некоторые серьезные вопросы, и мы говорили об этом с грузинской стороной», — сказал он, пишет в понедельник газета «Известия».
Американский дипломат отверг появившиеся в ряде СМИ предположения, что президент Грузии Михаил Саакашвили, находившийся на сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, согласовал арест Окруашвили с американской стороной. «На самом деле американское правительство так не работает, — сказал Фрид. — Вы, должно быть, имеете в виду какое-то иное правительство в иную историческую эпоху. Ответ на это — «нет». Абсолютно точно вам говорю, что это был полный сюрприз».